Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

1.4. О перспективах Движения “Наш дом – Россия”

Почти за два года своего существования ВОПД НДР прошло большой путь, стало одной из ведущих политических сил современной России. Движение доказало свою жизнестойкость, продемонстрировало возможность активно влиять на политику страны, на формирование общественного мнения.

В глазах россиян Движение “Наш дом – Россия” стало идентифицироваться как хорошо организованная конструктивная демократическая сила российского общества.

Появление на политической карте России НДР позволяет рассчитывать на то, что политическая система нашей страны будет уверенно двигаться в направлении традиционной для стран старой демократии двух– или трехполюсности.

Сейчас Движение подошло к новому этапу становления. Необходимо осмыслить сделанное, проанализировать накопленный опыт, наметить ближние и дальние перспективы Движения. Необходимо проинвентаризировать свой политический, методический, кадровый потенциал, продолжать его наращивать для того, чтобы к выборным кампаниям 1999-2000 годов подойти максимально влиятельной и отмобилизованной политической силой России.

Сегодня потенциал НДР велик. Созданы региональные организации [c.42] Движения практически во всех субъектах Федерации. Оно имеет своих представителей в 60 процентах административно-территориальных образований России. Так на практике осуществляется задача, которую Движение ставило перед собой. – как можно шире быть представленным своими первичными структурами в городах, поселках, районных центрах.

Сейчас перед региональными, городскими и районными организациями выдвигается на первый план новая задача – добиться, чтобы ячейки НДР имелись во всех микрорайонах, во всех рабочих поселках и селах. Отметим, что такую разветвленную, реальную сеть региональных и местных ячеек имеют сегодня только КПРФ и НДР, отчасти ЛДПР.

Многие представители НДР попали в законодательные собрания, в представительные органы субъектов Федерации. Это одна из задач, с которой региональные организации успешно справляются. В 18 регионах создаются фракции НДР в законодательных органах. Во многих регионах Движение проводит руководителями исполнительной и законодательной власти представителей Движения или представителей реформаторско-демократической коалиции.

С марта 1996 года НДР регулярно выпускает газету “Дом и Отечество”. Еще свыше 20 региональных отделений Движения имеют свою прессу, свои газеты.

НДР опирается на отчетливо выраженную социальную базу из людей, поддерживающих курс реформ. По оценкам специалистов– политологов, независимых социологов, сегодня поддержка НДР по сравнению с выборами в Госдуму возросла в стране, как минимум, вдвое. При этом опросы общественного мнения показывают, что для избирателей, стабильно поддерживающих НДР, важен не столько идеологический контекст, сколько гарантии стабильности и преемственности власти, обеспечивающей сохранение правил, по которым значительная часть населения уже начала или начинает жить. В этом смысле “Наш дом – Россия”. безусловно. отличается от многочисленных конъюнктурных образований тем, что Движение исповедует стабильность в обществе и поэтому имеет очень серьезные политические перспективы.

Возросшие возможности Движения отнюдь не означают, что строительство Движения завершено. Это лишь база, с которой можно успешно двигаться вперед, к реализации целей и задач Движения.

Основными же целями любого политического объединения являются завоевание политической власти и воплощение в жизнь своей программы. На нынешнем этапе первая из этих целей частично [c.43] выполнена. Поддержанный НДР кандидат – Б.Н. Ельцин – стал Президентом Российской Федерации, в Государственной думе имеется фракция НДР, хотя эта фракция и не составляет большинство. Во многих регионах, городах, районах главами исполнительной власти стали кандидаты, поддерживаемые НДР. Сторонники Движения имеются и в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, и в органах самоуправления. Можно сказать, что НДР решило задачу закрепления себя во власти.

Но надо точно понимать, что НДР не у власти. И хотя лидер Движения – премьер-министр, хотя в Правительстве много людей, сотрудничающих с НДР, все же реально властные рычаги НДР не так велики, чтобы уверенно формировать и реализовывать свою политику.

Поэтому решение второй задачи – воплощение в жизнь программы Движения – пока пробуксовывает. Другой вопрос в этой связи: насколько вообще программа Движения соответствует конкретной ситуации в политической, экономической, социальной жизни страны? Ведь программа массового политического движения требует широкого общественного обсуждения, а такового из-за спешки составления программно-уставных документов не проводилось. Надо также осознать, что программа НДР не может один к одному совпадать с программой Правительства. Программа Движения должна работать на опережение, на перспективу, обеспечивать теоретический задел, даже в том случае, если бы это Правительство полностью формировалось Движением. Ведь Правительство вынуждено исходить из конкретных реалий, из тех политических, экономических и иных возможностей, которые имеются на данный момент.

Надо осознать, что реальная политическая власть – это не только возможность участвовать в формировании Правительства, но также и возможность законодательного оформления тех действий, которые собирается осуществлять Правительство, и возможность реального и эффективного осуществления на практике всего комплекса государственного управления. А это невозможно без поддержки региональной исполнительной и государственной власти, без одобрения программы действий большинством населения.

Понимание этих обстоятельств ставит перед Движением совершенно конкретные цели на выборные кампании 1999-2000 годов.

Эти основные цели Движения могут быть сформулированы следующим образом:

1. Выдвижение своего кандидата на выборах Президента Российской Федерации в 2000 году как единого кандидата от политических группировок демократического спектра и приведение его к победе [c.44] на выборах.

2. В результате выборов в нижнюю палату Федерального Собрания сформировать крупнейшую депутатскую фракцию и завоевать большинство в Государственной думе.

3. В результате выборов руководителей исполнительной власти в регионах получить решающее большинство в Совете Федерации.

4. Добиваться большинства в региональных органах законодательной власти и местном самоуправлении.

5. Обеспечить назначение на руководящие посты в федеральном Правительстве, в правительствах субъектов Российской Федерации сторонников НДР для уверенного проведения своего курса.

6. Добиться поддержки программы и курса НДР большинством населения России.

Достижение вышесказанных целей возможно при осуществлении планомерной работы по созданию соответствующих условий в период с настоящего времени и до 2000 года. При этом следует учесть необходимость реализации специальных программ по основным группам социальных объектов:

1. Электората как такового.
2. Деловой элиты.
3. Политической и культурной элиты.
4. Международной политической элиты и общественности.
5. Средствам массовой информации.

Основные направления такой работы следующие:

1. Наращивание влияния среди рядовых избирателей для расширения устойчивого электората Движения, социальной базы создания политической партии, обеспечения успеха в будущих избирательных кампаниях.

Основа этого – реальные позитивные экономические сдвиги в жизни россиян, а также ненавязчивая, но постоянная пропаганда этих позитивных изменений через СМИ. Привлечение на свою сторону успешных региональных администраторов.

Другая составляющая – расширение постоянного присутствия активистов Движения в среде избирателей, развитие региональных и местных структур НДР.

2. Привлечение на сторону Движения деловой элиты (особенно региональной) для создания прочной материальной базы Движения, развитие организационных, финансовых, материальных ресурсов в регионах.

Основной метод – лоббирование в Правительстве и законодательных органах интересов структур, поддерживающих НДР, включение отдельных представителей деловой элиты в партийные [c.45] выборные списки, создание условий для межрегионяльных и международных контактов бизнесменов.

3. Привлечение на сторону Движения политической и культурной элиты (особенно региональной) для формирования восприятия движения в общественном сознании как ведущей политической силы на современной политической арене России. обеспечивающей стабильное поступательное движение вперед, преемственность политических и экономических решений на государственном уровне.

Основной метод – спонсирование, привлечение к разработке идеологических и программных документов Движения для реализации потенциала интеллигенции. Это удобно делать через предоставление работы. возможности информационных контактов и т.д.

4. Развитие влияния организаций НДР в региональных и федеральных СМИ. Для этого необходимо провести инвентаризацию СМИ. прежде всего, региональных. Выделить из них политически неангажированные. на которые и направить основные усилия. Оказывать этим СМИ информационную, материальную и моральную поддержку. привлекать к совместной работе, обеспечивать выходы на федеральный уровень, поощрять наиболее активных журналистов, создавать в центре и регионах собственные СМИ. организовывать учебу представителей прессы.

5. Обеспечение позитивного восприятия деятельности и образа Движения на международной арене (в том числе используя возможности прямых международных контактов на уровне регионов) для обеспечения международной поддержки Движения как на уровне РФ, так и на уровне отдельных регионов или групп регионов. Особого внимания требует такое направление работы, как обеспечение продвижения программ различных международных организаций в регионы пол патронажем Движения.

Основной метод – создание благоприятного образа единственного последовательного демократического движения в России, обеспечивающего стабильность и предсказуемость.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо разработать соответствующие программы конкретных действий. рекомендации по решениям этих задач в регионах, предусмотрев механизмы межпрограммного взаимодействия.

Логика и масштабность политической жизни ставит перед ВОПД НДР вопрос о его будущем политическом статусе.

Какая из возможных альтернатив развития внутренней жизни и организационного строения Движения наиболее предпочтительна на ближайшую и среднесрочную перспективу? Таких альтернатив [c.46] несколько, например:

1. Дальнейшее функционирование и развитие НДР в статусе общественно-политического движения.
2. Создание на базе ВОПД НДР политической партии.
3. Продолжение функционирования ВОПД НДР и одновременно создание на базе организационных структур Движения политической партии.

При этом, если будет решено создавать партию, необходимо решить, какого типа партию в организационном плане нужно создавать?

Небольшую, жестко управляемую кадровую (элитную партию). численностью несколько в тысяч человек (не менее 5 тысяч по российскому законодательству, которое сейчас обсуждается) или массовую политическую партию с численностью в сотни тысяч членов?

Таким образом, проблема, стоящая перед НДР на данный момент, такова: какой политический статус Движения в наибольшей степени отвечает его целям, потребностям общественного и государственного развития страны, задачам вывода экономики из кризиса, укреплению демократических основ в обществе, развитию федерализма и т.д.

При выборе следует учитывать несколько моментов:

– основные правовые отличия статуса партии от статуса Движения и вытекающие отсюда позитивные и негативные последствия для НДР;
– стратегические и тактические цели Движения;
– накопленный НДР потенциал (политический, идеологический, нравственный, организационный, кадровый и т.д.);
– менталитет российских граждан и активистов НДР;
– современную обстановку и наиболее вероятный сценарий развития социально-политической обстановки в стране и многие другие факторы, часть из которых принципиально не формализуема и поэтому вызывает затруднения при анализе.

Рассмотрим некоторые из вышеуказанных аспектов проблемы:

Движение – это массовое общественное объединение, не имеющее фиксированного членства и состоящее из широкого числа участников (индивидуальных и/или коллективных), поддерживающих в целом или по определенным направлениям цели движения. При ном движение чаще всего имеет весьма общие сформулированные пели и задачи.

Партия, в отличие от движения, имеет более четкую идеологическую доктрину и программу, а также достаточно четкую организационную структуру со своей внутренней дисциплиной. [c.47]

Согласно действующему российскому законодательству, политическая партия, желающая получить государственную регистрацию. должна иметь фиксированное членство.

В настоящее время правовой статус политической партии отличается от статуса общественно-политического движения по следующим основаниям:

1. Политические партии должны иметь своими членами не менее пяти тысяч человек.
2. Членами политических партий не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Запрещено коллективное членство в политических партиях. Во всех остальных аспектах регламентация деятельности партий и общественно-политических движений идентична.

Однако 8 декабря 1995 г. Государственной думой принят закон “О политических партиях”, вносящий ряд изменений и дополнений в правовое регулирование процессов создания и деятельности партий (до сих пор не одобрен Советом Федерации и не подписан Президентом, а значит и не вступил в силу).

Этот закон накладывает дополнительные ограничения на партии, в частности, в нем устанавливаются жесткие ограничения на суммы пожертвований от одного юридического и физического лица в течение года.

Еще один правовой аспект создания партии связан с запретом на “совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественных организациях”. Поэтому руководству НДР следует быть готовым к широкому общественному обсуждению этого вопроса.

В целом можно снизать, что при одних и тех же правовых возможностях участия в политической жизни на политическую партию накладываются значительно более жесткие правовые ограничения, чем на общественное движение.

Однако перспективы демократического правового развития страны связаны именно с созданием многопартийной системы, преодолением характерной для переходного периода неразвитости субъектов политического действия, вытеснения из политического процесса неполитических образований и постепенным перерастанием общественно-политических движений в полноценные политические партии.

Современная политическая ситуация в России достаточно неустойчива, поэтому многие политические силы заблаговременно начинают подготовку к борьбе за власть, делают заявления, объявляют [c.48] о политических коалициях, выступают с демаршами.

Эта ситуация заставляет НДР работать на опережение, пользуясь мощным организационно-нравственным потенциалом, наработанным Движением в предыдущих кампаниях.

Необходимо первыми собрать и сорганизовать региональную элиту, потенциал профессионалов, активистов и добровольных помощников, работавших совместно с НДР в президентской и региональных кампаниях, доказавших свое умение делать дело, дать им ясные ориентиры на ближайшую перспективу, создать мотивацию ни сотрудничество именно с НДР, а не с какой-либо другой организацией.

Особенности российской истории, личный партийный опыт многих функционеров НДР подталкивают их к выводу, что легче всего это сделать через создание собственной партии. Вступая в нее индивидуально, человек, по мнению многих, делает осознанный выбор, связывая свою личную судьбу с НДР. Задача партстроительства – найти такие формы партии, чтобы излишней централизацией не оттолкнуть уставших от КПСС интеллектуалов и управленцев и дать членам партии общую благородную цель – чувство принадлежности к большому делу, социальную, правовую и экономическую защищенность, чего многим людям так не хватает.

В поддержку ускоренного создания и юридического оформления приводятся и другие аргументы.

Работники Исполкома Движения провели опрос практически всех 88 региональных организаций: надо ли уже сегодня, завтра, послезавтра создавать партию?

Около двадцати процентов региональных организаций НДР в той или иной мере высказываются за то, что хорошо бы иметь собственную партию и превратить в таковую Движение НДР.

Более восьмидесяти процентов региональных организаций придерживаются иного мнения. А именно: нет убедительных аргументов в пользу того, чтобы сегодня расстаться с Движением и создать на его базе партию. Большинство региональных организаций считает, что возможности Движения еще не исчерпаны и “Наш дом – Россия” как Движение, имеющее очень много признаков фактически уже партии, способно эффективно работать вплоть до выборов 1999 года.

Конечно, для создания партии на базе Движения у НДР есть все предпосылки:

У НДР имеется:

– сложившийся кадровый потенциал, устоявшаяся организационная структура и ее материальный базис; [c.49]
– полный охват оргструктурами Движения всех субъектов РФ;
- реформаторский потенциал, связанный с пониманием реальных проблем и фактических возможностей;

– хороший политический имидж на внутренней и международной политической арене;

– программа, отвечающая общественным ожиданиям дальнейших реформ в условиях стабильности, правопорядка и объективной, в рыночных условиях, роли государства;

– лидеры общенационального масштаба, доказавшие способность решать самые серьезные политические и экономические проблемы.

Так что партию можно создать уже завтра. Но нужно ли спешить?

Во-первых, для появления массовой влиятельной партии у НДР еще нет достаточной социальной базы, нет такого количества единомышленников, которые готовы были бы работать в партии реформаторского направления. Надо помнить и то, что в результате проводимых реформ в стране появился огромный слой обиженных и обездоленных людей, в котором преобладают оппоненты НДР. Ведь оппозиция связывает нынешние неурядицы с действиями Правительства, с НДР.

И пока положение в экономике, в социальной сфере заметно не улучшится, говорить о массовой поддержке нашего Движения на низовом уровне не приходится, тем более ожидать массового вступления в новую партию.

И потому партию массовую создать сегодня на базе НДР очень сложно. Можно создать партию кадровую, из кадрового состава НДР, который знает чего хочет, но это будет очень малочисленная партия. Эта партия не будет отличаться по составу от кадровых работников НДР.

Во-вторых, весьма рискованно затевать серьезные организационные перестройки, пока в обществе нет ни политической, ни экономической стабильности, пока государственная власть, которую поддерживает НДР, еще не набрала нужную силу. Может оказаться, что все пойдет не так, как предполагается, что новые обострения политической ситуации застанут Движение в период его реконструкции. И, конечно же, в этот период НДР станет мишенью для нападок со стороны всех оппозиционных сил.

В-третьих. Объективно НДР уже стало центром притяжения всех реформаторских центристских сил общества.

Понравится ли идеология “кадровой партии” тем центристским силам, которые как-то тяготеют к НДР, тем силам демократической ориентации, которые поддерживают НДР? Будет ли тогда у Движения возможность, в случае необходимости. консолидировать, [c.50] аккумулировать все реформаторские демократические силы вокруг себя?

В-четвертых, будут сужены и возможности фракции НДР, если она будет представлять в Госдуме какую-то конкретную партию. Ведь фракция считала и считает одной из своих главных задач – быть объединителем разумных, спокойных реформаторско-демократических сил, формировать их в единую реформаторско-демократическую коалицию, несмотря на то, что они-то представляют конкретные партии.

В-пятых, большинство губернаторов не согласится оставаться в какой-то жесткой партии. Так же, как и другие общественные деятели, которые сейчас входят в Движение “Наш дом – Россия”, артистическая, техническая, народная интеллигенция. Партия их сильно не обрадует.

В-шестых. Движение сразу же потеряет большое число коллективных участников Движения. Ведь среди коллективных участников есть и самостоятельные партии.

В-седьмых. Сегодня всероссийское общественно-политическое движение НДР возглавляет премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин, по праву, по закону и по своему положению – второй после Президента общенациональный лидер. При создании кадровой элитной партии лидер Движения превращается в руководителя этой партийной структуры. Но это сужает его возможности. Ведь партия – это уже более жесткая структура. Становится сомнительной и правовая основа такого шага. Может оказаться, что в этом случае В.С.Черномырдину придется выйти из НДР. А это уже сужает возможности и потенциал самого Движения.

Исходя из всего сказанного, назревает обоснованный вывод, что форсировать превращение ВОПД НДР в партию нецелесообразно и преждевременно.

По-видимому, более целесообразно через массовые организации на местах, через индивидуальное членство, через совершенствование программы и устава, обобщение опыта первичных организаций двигаться к той структуре, которая через определенное время покажется оптимальной и не будет вызывать возражений.

Поэтому основные перспективные направления работы Движения должны состоять в следующем:

1. Надо завершить работу по повсеместному созданию структурных подразделений Движения на местах.

2. Продолжить политику привлечения в состав НДР как можно более широкого круга общественных организаций и движений.

3. Обеспечить безусловное участие Движения во всех предстоящих
[c.51] региональных и федеральных выборах.

4. Сформировать в результате выборов ориентированные на НДР и состоящие из членов НДР органы исполнительной власти, а также фракции НДР в представительных органах.

5. Создать продуманную и профессиональную систему подбора и подготовки кадров Движения на руководящие и выборные посты в органы власти и управления, а также для работы в собственно политических структурах Движения.

6. Создать широкую систему информационно-пропагандистского обеспечения деятельности Движения.

7. Постоянно совершенствовать программу Движения, внося в нее коррективы, отражающие тенденции развития современной социально– экономической и политической ситуации.

Реализация перечисленных задач в полном объеме создаст ситуацию, когда НДР, номинально оставаясь движением, станет практически полностью сформировавшейся политической партией. В этом случае останется лишь зафиксировать произошедшие качественные изменения во вновь принятых или уточненных программе и уставе.

Такой эволюционный подход позволит избежать непредвиденных негативных последствий при форсированном перерастании Движения в партию, даст возможность сохранить весь позитивный потенциал, заложенный в идею Движения, превратить НДР в реальную ведущую политическую силу, а, возможно, и партию – к парламентским выборам 1999 года. [c.52]

Далее:
Раздел II. Планирование и организация выборных кампаний в России
2.1. От импровизации к технологии. Развитие методов выборной борьбы в новой России

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz