Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании

Шаг 1. Формирование избирательного штаба

Штаб – основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, признан реализовывать все основные функции предвыборной деятельности.

В связи с этим структура штаба выстраивается в соответствии с основными функциями. Формирование штаба должно быть закончено по основным фигурам примерно за один-два месяца до официального начала кампании. Практика показывает, что структура штаба строится, исходя из опыта и способностей включенных в него людей. Основное требование к ключевым фигурам штаба – полное доверие к ним со стороны кандидата. Необходимо также выполнить основные рекомендации по ролевой структуре и психологической совместимости членов штаба.

Так, хотя каждый человек в жизни выполняет массу ролей, в производственных отношениях он обычно тяготеет к одной или нескольким основным ролевым функциям.

Это такие функции, как деловой лидер, организатор, критик, исполнитель, эрудит, генератор идей, коммуникатор. Опыт показывает, что отсутствие какой-либо из перечисленных ролевых функций резко снижает эффективность групповой работы коллектива, так же, как и наличие в одном коллективе нескольких лидеров первой величины приводит к конфликтам и невозможности нормального выполнения поставленных перед коллективом задач.

Создание оптимальной ролевой и психологической структуры коллектива для таких временных коллективов, как штаб. имеет очень важное значение. Ведь штаб должен начать интенсивно [c.111] работать с первого дня после создания, и времени на притирку людей и характеров обычно не остается. Для формирования такого коллектива не обязательно приглашать профессиональных психологов. Но кандидат должен знать и учитывать, что мотивы работы в команде у людей разные и что даже его лучшие друзья не всегда способны пожертвовать и на короткое время личными амбициями ради блага кандидата.

Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух принципах: первый из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей, которые у них лучше получаются и к выполнению которых они лучше подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип – необходимость распределения между членами штаба всех основных функций и направлений деятельности.

Основные функции, которые штаб призван реализовывать, следующие:

- управленческая (планирование, организация, распределение работ, оценка, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, построение коалиций);
- информационно-аналитическая;
– рекламная, в т.ч. агитационно-пропагандистская;
– связи с общественностью (паблик рилейшнз);
– материально-техническое обеспечение;
– работа с доверенными лицами;
– юридическая;
– сбор средств на кампанию;
– финансово-бухгалтерская;
– работа с активистами, добровольцами и привлекаемыми работниками;
– безопасность.

Исходя из представленных основных функций, можно предложить следующую примерную структуру штаба избирательной кампании (см. рис. 1):

Примерная структура штаба избирательной кампании


Рис. 1.

Из сотрудников структурных подразделений штаба могут организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных, конечных но времени функций. Например, обычно создается группа стратегического планирования, которая и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и тактики, координации и разработки конкретных программ кампании.

В эту группу входят доверенные руководители структурных подразделений штаба. степень непосредственного участия членов [c.112] группы стратегического планирования в разработке различных программ существенно варьируется в зависимости от конкретных условий, но за группой всегда должны оставаться функции организации разработки и принятия ключевых решений по этим программам.

Безусловно, что исходя из конкретных возможностей и ресурсов. выполнение некоторых из необходимых функций штаба может осуществляться одним лицом. Ведь далеко не у каждою кандидата есть возможность создать полнокровный штаб.

Функции подразделений штаба

Примерный состав группы по стратегическому планированию может выглядеть так:

1. Кандидат
2. Руководитель кампании
3. Начальник штаба
4. Руководитель аналитической группы
5. Руководитель группы доверенных лиц кандидата
6. Ответственный за работу с добровольцами
7. Пресс-секретарь [c.113]
8. Руководитель фонда кандидата.
9. Руководитель группы рекламы и работы со СМИ.

Возглавляет группу стратегического планирования обычно сам кандидат, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения но кампании. Реально же организует работу группы обычно руководитель кампании. На практике многие должности н штабе и группе стратегического планирования совмещаются. что определяется людскими и материальными ресурсами.

Группа по стратегическому планированию является центром организации разработки и принятия ключевых решений кампании, инициирования формирования и координации разработки основных программ кампании. В некоторых кампаниях решение группы носит директивный характер по отношению к кандидату. Однако, с нашей точки зрения, только сам кандидат и никто иной должен принимать окончательные решения. Задача комитета – убедить кандидата ц правильности предлагаемого решения.

Функции группы стратегического планирования

– общее руководство кампанией;
– подбор и расстановка кадров;
– организация разработки и координации основных программ избирательной кампании;
– формирование концепции, стратегии и тактики избирательной кампании;
– разработка графика кампании и контроль за его исполнением;
– разработка предвыборной платформы и программы кандидата;
– формирование тактики и графика рекламной кампании;
– обеспечение безопасности кампании (личной, информационной и т.д.).

Функции аналитической группы

– политическая и социально-экономическая диагностика округа;
– изучение менталитета жителей округа;
– мониторинг результатов воздействия проводимой агитационной кампании на рейтинг кандидата;
– выявление реакции жителей на те или иные пропагандистские акции;
– изучение оппонентов;
– мониторинг кампаний конкурентов; [c.114]
– мониторинг региональных и местных СМИ;
– разработка электоральной карты региона;
– специальные социологические и иные исследования (групп электората, ресурсов избирательной кампании и т.д.).

Функции группы рекламы, агитации и пропаганды

– разработка стратегии и тактики рекламной кампании кандидата;
– разработка и исполнение плана агитационно-пропагандистских мероприятий;
– создание информационных поводов для кампании кандидата;
– развитие общественных связей кандидата, в том числе создание общественных приемных;
– работа с представителями СМИ;
– подготовка и размещение рекламных материалов в СМИ и уличной рекламы;
– организация кампании “от двери к двери”, почтовой рассылки, телефонных обзвонов;
– организация центров поддержки кандидата в районах региона;
– подготовка и распространение контрпропагандистской продукции;
– подготовка выступлений кандидата, доверенных лиц, активистов, тренинг выступлений;
– заказ и распространение различных видов наглядной агитации (значки, майки, ручки и т.д.);
– обеспечение штаба. доверенных лиц и команды стандартным набором рекламной информации и т.д.

Функции группы доверенных лиц

– договоры о встрече с кандидатом на предприятиях и по месту жительства избирателей;
– встречи с избирателями (публичные выступления от имени кандидата);
– доведение плана-графика выступлений кандидата и доверенных лиц (расписание встреч);
– представительские функции от имени кандидата в различных административных единицах региона. [c.115]

Далее:
Шаг 2. Выдвижение и регистрация кандидата или списка.

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz