Простые истины
Один из известнейших ученых XX столетия английский историк А.Дж.Тойнби предложил, как известно, оригинальную концепцию генезиса цивилизаций. Ученый считал, что рост цивилизаций можно объяснить через механизм “вызова-и-ответа”.
“Вызов, – писал Тойнби, – побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию”61. Среди стимулов роста он выделял два основных вида: “стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения”.
Вызовы побуждают цивилизации давать ответы, которые всегда оригинальны, ибо различны духовные основы цивилизаций, психологические особенности народов. Мы видим, какой мощный и уникальный ответ на экономический вызов Запада дают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Некоторые исследователи даже предлагают для обозначения этого феномена понятие “конфуцианский капитализм”, подчеркивая отличие от капитализма западного образца, который, с легкой руки известного немецкого социолога М.Вебера, называют “протестантским капитализмом”.
Свой самобытный ответ на экономический вызов Запада дает и Китай. Это ответ, основанный на традиционной конфуцианской этике трудолюбия и умеренности и, одновременно, на достижениях социалистического периода истории. [c.135]
Однако, как отмечал тот же Тойнби, чтобы вызов стал стимулом для роста, он не должен быть чрезмерным. В противном случае вызов природных сил и человеческого окружения может превратиться в угрозу безопасности, привести к гибели цивилизации. Иными словами, нужно видеть меру, за которой вызов из стимула роста и творческого преодоления препятствий превращается в угрозу жизнедеятельности государства и общества.
Человечество вступает в XXI век в условиях обострения глобальных проблем: экологической, сырьевой, демографической. Эти проблемы – вызов всему человечеству. В ученом мире циркулирует немало футурологических прогнозов относительно будущего человечества: от столкновения цивилизаций до построения однополярного мира Рах Аmericana и либерально-демократического “конца истории”.
При этом взгляды футурологов отражают не просто различную степень их проницательности (хотя стремление выдать желаемое за действительное тоже нередко имеет место), а наличие в современном мире предпосылок для самых разных вариантов развития человечества. Какая из этих возможностей станет завтра действительностью, во многом зависит от расклада сил в мировой политике в ближайшем будущем.
Россия, увы, подошла к тому рубежу, когда человечество вынуждено будет дать ответ на новые глобальные вызовы постиндустриальной эпохи, катастрофически ослабленной. Все более обостряющиеся планетарные проблемы накладываются у нас на жесточайший внутренний экономический кризис, порожденный преступными хозяйственными экспериментами, которые только по недоразумению называются “реформами”. И обозначение действий Горбачева и Ельцина как преступления перед страной и пародом не является агитационным
[c.136] приемом народно-патриотической оппозиции. Это – констатация того очевидного факта, что их действия привели к обнищанию большинства населения.Сугубая преступность горбачевско-ельцинского эксперимента над Россией состоит в том, что в результате мы не можем уже на равных участвовать в решении грядущих судеб мира, а следовательно – и своей собственной судьбы. Нынешнее униженное и ослабленное положение России делает возможность наших ответов на глобальные вызовы крайне ограниченной. Разрушители-демократы” совершили преступление не только перед нашими предками, разрушив то, что созидалось их кровью, и потом на протяжении долгих столетий, не только перед современниками, ввергнув народ в пучину нищеты и унижения, но и перед потомками, поставив их в неравное положение перед геополитическими конкурентами на годы вперед.
Слабость России порождает у определенных сил Запада стремление разрешить ряд собственных стратегических проблем, за ее счет. Экономическая политика МВФ и других западных финансовых структур в отношении России нацелена на превращение нашей страны в сырьевой придаток индустриально развитых государств. Не прекращаются попытки использовать нашу территорию для складирования экологически вредных отходов. Опасаясь растущей китайской миграции в США и Европу, некоторые западные аналитики предлагают для решения проблемы демографического перенаселения Китая направить китайскую демографическую экспансию на российские земли Сибири и Дальнего Востока.
Эти и множество других фактов и событий последнего времени становятся ярким подтверждением простых, но основательно забытых многими политиками истин.
[c.137]Во-первых,
вопреки всяческим романтическим бредням об “общеевропейском доме” подтверждается констатация известного русского мыслителя Н.Я.Данилевского: “Европа не признает нас своими”62. Следовательно, нужно не в европейский дом ломиться, а свой обустраивать. Причем, не на песке умозрительных схем и конструкций, а на камне собственных национальных идеалов и многовековых традиций народа.Во-вторых, пора вернуться к старым, на деле доказавшим свою дееспособность принципам российской политической стратегии. Странная болезнь под названием “новое мышление” заразила почему-то одного г-на Горбачева, а затем по наследству от него перешла и к нынешним хозяевам Кремля. У всех остальных лидеров ведущих стран мира иммунная система оказалась достаточно крепкой, и они до сей поры руководствуются в политике старым, но проверенным мышлением, один из важнейших постулатов которого гласит: разговор на равных возможен лишь между равносильными партнерами. Следовательно, для того, чтобы с Россией снова начали считаться, она должна вновь стать сильной во всех отношениях – и в экономическом, и в духовном, и в военном.
Наше государство расположено на стыке цивилизаций Запада и Востока. Это обстоятельство создало немало проблем в прошлом: мы подвергались нашествиям с обеих сторон. Сегодня оно привело к тому, что России вновь нужно искать свой самобытный “русский ответ” на многочисленные вызовы со стороны соседей. При этом для удобства анализа главные вызовы современности можно связать с определенными государствами и межгосударственными объединениями, которые наиболее ярко символизируют ту или иную глобальную проблему.
[c.138]Далее: