АФОРИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
- 27. Истинным правителем является тот, кто в искусстве, посредством которого он управляет юродами, ставит целью и предметом стремления создание для себя и остальных горожан подлинного счастья, которое является пределом и целью искусства правления. С [логической] необходимостью следует, что правитель добродетельных городов должен быть самым счастливым, поскольку он есть причина .того, что счастье обретают жители города.
- 28. Некоторые [правители] думают, что целью при управлении городами являются величие, почести и господство, повелевание и запрещение, повиновение, почитание и прославление. Они предпочитают почести ради них самих, а не ради чего-либо другого, что можно достичь с их помощью. Действия, посредством которых правят городами, они используют на то, чтобы с их помощью добиться осуществления этой цели. Законы юрода они используют на то. чтобы с их помощью добиться от жителей города осуществления этой же цели. Некоторые из них таким образом достигают
этого, проявляя добродетель в отношении жителей город благодетельствуя им, направляя их к приобретению благ которые, по мнению жителей этого города, являются [подлинными] благами, сохраняя эти блага для них и наделяя ими только их одних. [...]
- Другие правители городов думают, что целью при управлении городами является богатство. Действия, посредством которых управляют, они используют на то, чтобы с их помощью добиваться богатства; они превращают законы [издаваемые] для горожан, в такие, с помощью которые могут добиться богатства от горожан, и, если они предпочитают какое-то благо и делают что-то в этом [направлении]. то поступают так лишь для того, чтобы приобрести богатства. Известно, что существует огромное различие между человеком, который предпочитает богатства ради почестей для себя, и человеком, который предпочитает почести и повиновение ради того, чтобы добиться богатства. Последних называют низкими правителями. 3
- Другие правители городов думают, что целью при управлении родами является получение удовольствий. Иные же считают, что [цель заключается] во всех трех [вещах] вместе - в почестях, богатстве и удовольствиях, и они самоуправно [добиваются] этого, превращая жителей городов как бы в орудия для приобретения удовольствия и богатств. Ни, один из них не называется древними "правителем". ,
- 34. Мудрость есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имеющих причины. Это достигается благодаря достоверному знанию их бытия и нашему знанию о том. чем они являются и каковы они, о том, что, как бы много их ни было, они восходят в известном порядке к единому бытию, которое и является причиной существования тех отдаленных причин и стоящих ниже их ближайших причин [...] у
- 53. У добродетельного города пять частей: наиболее. достойные лица, ораторы, измерители, воины и богачи.'' К наиболее достойным относятся мудрецы, люди, обладающие рассудительностью, и те, кто пользуется авторитетом в важных делах. Далее - служители религии и ораторы, а именно проповедники, риторики, поэты, музыканты, пи-' сари [...] Измерители - это счетоводы, геометры, врачи, астрологи и им подобные. Воины - это ратники, стражники и те, кто им подобен и причисляется к ним. Богачи - это те, кто приобретает богатства в городе, вроде земледельцев, скотоводов, купцов и им подобных.
- 63. Признано, что войны происходят, либо чтобы отразить врага, вторгшегося в город извне; либо чтобы приобрести добро, на которое город имеет право, если оно находится в других руках; либо чтобы принудить людей к тому, что является якобы самым лучшим и самым полезным именно для них, а не для других, если они не знают этого сами не подчиняются тем, кто знает это и призывает их к этому словами; считается также, что войну следует вести против тех, кто не поддается рабству и служению из числа людей, ля которых было бы, [по мнению нападающей стороны] самым лучшим и самым полезным, если бы по своему положению в мире они являлись рабами, или против людей (которые не принадлежат к жителям города), а на них город имеет предписанное право, но они отвергают его. Здесь Подразумевается сразу две цели [войны]: одна - это приобретение блага для города, а вторая - необходимость проявить правосудие и справедливость. Это касается ведения войны против тех, кого следует наказать за какое-либо преступление, которое они совершили, с тем чтобы они не повторяли подобного преступления и чтобы другие не осмеливались выступать против города и не поддавались бы соблазну; это также относится и к войне ради приобретения какого-либо блага для жителей города, возвращения им их собственной доли и того, что самое лучшее для них - [справедливости], и к отпору врагу с помощью силы. [...]
- 83. Полития в абсолютном смысле не является родом дня всех видов политии, а является как бы общим именем для многих вещей, которые совпадают по нему, но различаются по своей сущности и природе. Нет ничего общего между добродетельной политией и всеми типами невежественной политии.
- 84. Добродетельная полития - та, посредством которой правитель достигает такого вида добродетели, которого :он может достичь не иначе как только с ее помощью; это величайшая добродетель, какая только доступна человеку. [...]
- 87. Каждый из видов невежественных политии включает многообразные и очень отличающиеся друг от друга разновидности; некоторые из них - чрезвычайно плохие, а некоторые наносят незначительный вред и приносят большую пользу отдельным людям. [...]
- Для этого, проявляя добродетель в отношении жителей город благодетельствуя им, направляя их к приобретению благ которые, по мнению жителей этого города, являются [подлинными] благами, сохраняя эти блага для них и наделяя ими только их одних. [...]
- Другие правители городов думают, что целью при управлении городами является богатство. Действия, посредством которых управляют, они используют на то, чтобы с их помощью добиваться богатства; они превращают законы [издаваемые] для горожан, в такие, с помощью которые могут добиться богатства от горожан, и, если они предпочитают какое-то благо и делают что-то в этом [направлении]. то поступают так лишь для того, чтобы приобрести богатства. Известно, что существует огромное различие между человеком, который предпочитает богатства ради почестей для себя, и человеком, который предпочитает почести и повиновение ради того, чтобы добиться богатства. Последних называют низкими правителями. 3
- Другие правители городов думают, что целью при управлении родами является получение удовольствий. Иные же считают, что [цель заключается] во всех трех [вещах] вместе - в почестях, богатстве и удовольствиях, и они самоуправно [добиваются] этого, превращая жителей городов как бы в орудия для приобретения удовольствия и богатств. Ни, один из них не называется древними "правителем".
|