|
Конфуций |
Конфуций: избранные цитаты из "Луньюй".
Конфуций, или Кун Фу-цзы, "учитель Кун" (541-479гг. до н.э.) - великий китайский мудрец, политический деятель, учитель жизни. Его имя - символ Китая, его культуры и цивилизации. Его идеи оказали влияние на японцев, корейцев, вьетнамцев. Как отмечает российский востоковед Л.С.Васильев, в рамках дальневосточной цивилизации Конфуций - примерно то же, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Однако с существенной поправкой: если Иисус и Мухаммед всегда считались обожествленными или, во всяком случае, облеченными сакральной святостью посредниками между человеком и Богом (а Иисус - даже ипостасью Бога), то Конфуций был человеком - мудрейшим из живущих, но все же только человеком, простым и доступным в общении.
Содержание конфуцианства как специфического эквивалента религии, системы идей и институтов, восходящих к Конфуцию, но сложившихся много позже ( примерно через 500 лет после его смерти), составляют: 1) культ нормативной этики ( знаменитые "китайские церемонии"); 2) культ предков и вообще уважение к старшим, крепость семейных уз; 3) культ мудрости древних (знания. письменности, канонов); 4) идея социальной справедливости, воплощенная в системе бюрократической администрации;
5) принцип меритократии ( власти достойных), подкрепленный хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на право занятия высших государственных должностей;
6) вообще вся сугубо земная система социальных, этических и духовных ценностей.
Главный труд Конфуция - ("Беседы и суждения"). "Не радостно ль учиться и постоянно добиваться совершенства?"- спрашивает по форме, но утверждает по существу первая же фраза трактата. И многие десятки поколений китайцев, с детства учившие "Лунь-юй" наизусть, видели в ней ключ ко всему тексту.
Имя Конфуция известно во всем мире. Один из великих деятелей французского Просвещения Ф-М.Вольтер так говорил о Конфуции и его влиянии на жизнь китайского общества:
"Никогда он не учреждал никакого культа и никаких обрядов; никогда не объявлял себя ни боговдохновленным, ни пророком; он всего только собрал воедино все древние нравственные установления.
Он призывал людей прощать оскорбления и помнить об одних лишь благодеяниях; непрестанно следить за самими собой и исправлять сегодня ошибки, допущенные вчера;
подавлять свои страсти и поддерживать дружбу;
давать без излишеств и принимать лишь крайне необходимое, не унижаясь.
Он учит не просто скромности, но смирению; он поощряет все добродетели…
Китайцы не могли упрекнуть себя ни в каком суеверии и шарлатанстве, обычных у других народов. Китайское правительство показывало в течение более четырех тысяч лет и продолжает показывать людям сейчас, что можно управлять ими без того, чтобы их обманывать; что не ложью надо служить богу истины; что суеверие не только бесполезно, но и вредно для религии..
В чем заключается религия всех благородных людей в Китае в течение стольких веков? А вот: "чтите Небо и будьте справедливыми".
В понимании и изложении великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого сущность китайского учения состоит в следующем: оно "научает людей высшему добру - обновлению людей и пребыванию в этом состоянии. Чтобы обладать высшим благом, нужно: 1) чтобы было благоустройство во всем народе. Для того, чтобы было благоустройство во всем народе, нужно 2) чтобы было благоустройство в семье. Для того, чтобы было благоустройство в семье, нужно 3) чтобы было благоустройство в самом себе. Для того, чтобы было благоустройство в самом себе, нужно 4) чтобы сердце было чисто, исправлено. ( Ибо, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше). Для того, чтобы сердце было чисто, исправлено, нужна 5) правдивость, сознательность мысли. Для того, чтобы была сознательность мысли, нужна 6) высшая степень знания, нужно 7) изучение самого себя".
Весьма показательно, что древнегреческие мудрецы-философы, не сговариваясь со своими китайскими коллегами, учили тому же: познай самого себя - и ты познаешь весь мир.
|
|
|
Новости |
15.12.2010
В разделе "Теория политики" выложена электронная версия учебника "Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова"
17.07.2009
Запущена новая версия сайта
|
|