Морелли
КОДЕКС ПРИРОДЫ
Надо изумляться, больше того—надо признатьчудом то количество нелепостей, которое наша мораль, почтиодна и та же у всех наций, подносит нам под названием бесспорных принципов и правил. Эта наука, которая в своихосновных аксиомах и их следствиях должна была бы бытьстоль же простой и очевидной, как сама математика, искажена в действительности таким множеством туманных и сложных идей, столькими мнениями, основанными на ложныхпредпосылках, что для человеческого ума представляетсяпочти невозможным выбраться из этого хаоса: он приучаетсяубеждать себя в том, в чем он не в силах разобраться. В самом деле, существуют миллионы положений, которые считаются несомненными и которыми вечно аргументируют, —это предрассудки. Люди в продолжение стольких вековнаходятся во власти заблуждений, беспрерывно смущающихих покой. ( У человека нет ни врожденных идей, ни врожденныхнаклонностей. В первые минуты своей жизни он погружен вполное безразличие даже к собственному существованию. Слепое чувство, которое ничем не отличается от такого жечувства у животных, является первым двигателем, нарушающим это безразличие. Природа мудро соразмерила наши потребности с ростомнаших сил; затем, твердо установив число этих потребностейна всю остальную нашу жизнь, она устроила так, чтобы онивсегда несколько превышали границы наших возможностей. Если бы человек не встречал никаких препятствий кудовлетворению своих потребностей, то каждый раз послеудовлетворения их он впадал бы в свое первоначальноесостояние безразличия и выходил бы из него лишь тогда, когда его возбуждало бы ощущение вновь возникающих потребностей; легкость их удовлетворения не требовала бы знаний, превосходящих инстинкт животного, и человек былбы не более общественным, чем животное. Мир — это стол, на котором достаточно пищи для всехсотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому чтовсе голодны, либо лишь некоторым, потому что остальныеуже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать наэто. Посмотрим еще раз, что сделала природа, чтобы расположить людей к единодушию, к общему согласию, и как онапредупредила столкновение притязаний, которое могло быпроизойти в некоторых частных случаях.
- Она заставляет людей, на основании одинаковости ихчувств и потребностей, понять равенство их состояний и прави необходимость общего труда.
2. Разнообразя эти потребности в каждый данный момент, вследствие чего мы не все испытываем их в одинаковойстепени и в одно и то же время, она предупреждает нас, чтобымы поступались иногда этими правами в пользу других, ипобуждает нас делать это без труда.
3. Иногда она предотвращает возникающие между намипротиворечия, соперничество желаний, вкусов, склонностей, создавая достаточное количество предметов для удовлетворения всех их в отдельности.
Или же она разнообразит этижелания и наклонности, чтобы помешать им направитьсяодновременно на предмет, имеющийся в единственном числе;1гаЬ виа диетдиеуо1ир1аа*. 4. Разнообразя силу, труд, таланты сообразно различнымвозрастам нашей жизни или устройству наших органов, онапредуказывает нам различные занятия. 5. Она хотела, чтобы трудность и утомительность добывания предметов, нужных для удовлетворения наших потребностей, всегда несколько превышающих наши силы, когда мыодни, заставили нас понять необходимость прибегнуть кпосторонней помощи и внушили нам приверженность ковсему, что нам помогает. Отсюда наше нерасположение кодиночеству, наша любовь к приятным сторонам и выгодаммогущественного соединения — общества. Наконец, чтобы пробуждать и поддерживать между людьми взаимопомощь и взаимную благодарность, чтобы указать им те моменты, когда им диктуются эти обязанности, природа предусмотрела малейшие детали: она заставляет людейиспытывать поочередно тревогу или спокойствие, усталостьили отдохновение, упадок или прилив сил. Все размерено, все взвешено, все предусмотрено в чудесном автомате общества: его колёса, его противовесы, егопружины, его работа. Если видишь в нем противоположностьсил, то это лишь колебание без толчков или равновесие безнасилия, все в нем влекомо, все стремится к одной общейцели. Одним словом, хотя эта машина состоит из разумныхчастей, она в некоторых отдельных случаях работает в общем независимо от их разума: рассуждения этого вожатогоне допускаются, он остается лишь зрителем того, что совершает чувство. Если бы было установлено, что знатность людей и почтение к ним соответствуют их доброте и что уважение к нимбудет расти лишь в той мере, в какой они будут становитьсялучше, — то между ними не существовало бы никогда другого соревнования, кроме желания сделать друг друга счастливыми. Тогда праздность, безделье были бы единственнымипреступлениями и единственным бесчестьем. Тогда честолюбие заключалось бы не в желании порабощать или угнетатьлюдей, а в том, чтобы превзойти их в изобретательности, трудолюбии, прилежании. Уважение, похвала, почести, славабыли бы постоянным проявлением чувств благодарности ивзаимной радости, а не постыдной данью низости или страхусо стороны тех, кто их воздает, или суетной опорой того, чтоназывают счастьем, и возвышением для тех, кто их требует иполучает. Единственный порок, какой я знаю во вселенной, — этожадность; все другие пороки, какое бы название им ни давали, представляют собою только его оттенки и степени: этоПротей, Меркурий, это основа, которая приводит ко всемпорокам. Анализируйте тщеславие, фатовство, гордость, честолюбие, хитрость, лицемерие, злодейство; разложите насоставные части даже большинство наших лжедобродетелей — всюду вы получите в конечном результате этот тонкий, губительный элемент — любостяжание. Вы найдете его дажена дне бескорыстия. Между тем, могла ли бы эта всеобщая чума — частныйинтерес, эта изнурительная лихорадка, эта губительная болезнь всякого общества — могла ли бы она привиться там, где она никогда не находила бы не только пищи, но и никакого опасного возбудителя? Я •думаю, что никто не станет спорить против очевидностиследующего положения: там, где не было бы никакой собственности, не могло бы существовать ни одно из ее пагубныхпоследствий. Если вы хотите брать людей такими, какими они являютсяв естественном состоянии, то отправимся в Америку: там мынайдем несколько племен, представители которых благоговейно соблюдают, по крайней мере в своих взаимных отношениях, драгоценные законы этой общей материприроды, которые я отстаиваю всеми своими силами '. ( Так как не подлежит сомнению, что всякая нация обязанасвоим происхождением одной или нескольким семьям, то онадолжна была, по крайней мере в течение некоторого времени, сохранять форму патриархального правления и повиноватьсятолько законам, диктуемым чувством любви и нежности, которое поощряется и поддерживается среди братьев иродственников примером главы семьи. Под господствомэтой мягкой власти все имущество в семье было общее;себе самой эта власть ничего не присваивала в собственность. Таким образом, всякий народ на земном шаре, по крайнеймере при своем зарождении и на своей родине, управлялсятак, как в наше время управляются маленькие народностиАмерики и как управлялись, говорят, древние скифы бывшие своего рода рассадником других наций. Но по мере тогокак вместе с количеством семей народы эти численно возрастали, ослабевали чувства братского единения, а такжевласть отцов, становившаяся слишком раздробленной. Те из этих наций, которые, в силу какихнибудь особыхпричин, остались наименее многочисленными или дольше жили в своем отечестве, сохранили наиболее длительно своюпервую, совершенно простую и естественную форму правления. Даже нации, значительно возросшие численно, но не менявшие места своего жительства, должны были сохранитьформу правления все еще несколько патриархальную, несмотря на ослабление чувств, которые, повидимому, могут властно царить только среди небольшого числа лиц, связанныхпочти все узами родства. Нации, которым становилось слишком тесно в своейстране и которым приходилось вследствие этого переселяться, были вынуждаемы условиями путешествия и его трудностями или положением и природою своего новогоместа поселения вводить у себя порядки, по необходимостиотменявшие установления патриархального строя; отсюда — новый ущерб чувствам, лежащим в его основе. Таким образом, я различаю три физические причиныослабления патриархального правления. Первая причина — это увеличение числа семей; привязанность, основанная на кровном родстве, как и дух общности, уменьшается пропорционально возрастанию их числа. Второй причиной являются переселения, заставляющиекаждую семью порывать узы общности, так как каждая изних берет на себя заботу об одной части поклажи или продовольствия. Наконец, третья причина обусловлена трудностями, возникающими при устройстве на новых местах. В этих причинах, ослабивших или угасивших чувствакровного родства и разрушивших почти всякую общность, я вижу источник распрей, которые могли возникнуть междуотдельными лицами и семьями или между целыми нациями, а следовательно, и пагубное начало всякой междоусобицы, войны и разбоя. Всякий раздел имущества, равный или не равный, всякаячастная собственность на эти доли представляют собою вовсяком обществе то, что Гораций называет вигпгт тащенатаИ *. Все политические и моральные явления суть следствияэтой гибельной причины: ею можно объяснить и решить всетеоремы или проблемы о происхождении и прогрессе; взаимной связи и сродстве добродетелей и пороков, беспорядков ипреступлений; об истинных мотивах хороших и дурных поступков; о всех решениях и колебаниях человеческой воли;об извращенности страстей; о бессилии предписаний и законов сдержать их; о технических даже недостатках этихуроков; наконец, о всех чудовищных порождениях заблуждений ума и сердца. Причиной всех этих действий, говорю я, можно считать упорство, с которым все законодатели разрывали или позволяли разрывать основную связь всякой общественности путем узурпации владений из фонда, которыйдолжен был принадлежать нераздельно всему человечеству. Напрасно вы будете приписывать эти печальные перевороты случаю, слепому року, будто бы являющемуся причиной шаткости империй, как и судьбы частных лиц: это слова, лишенные всякого смысла. Если какойнибудь народ придет к единодушному соглашению подчиняться только законам природы, как они изображены нами выше, если он будет соответственным образомвести себя под руководством своих отцов семейств, то этобудет демократия. Если для более верного соблюдения этих священных законов и исполнения их в большем порядке и с большейбыстротой народ передаст власть в руки нескольких мудрецов, на которых будет возложена обязанность, так сказать, давать сигнал к действиям, указываемым и предписываемым этими законами, — это правление будет аристократическим. Если для еще большей точности и правильности в движениях политического организма его пружины приводит вдействие только одно лицо, тогда государство становитсямонархией, которая до тех пор не придет в упадок, пока внее не проникнет частная собственность, — если это несчастьеслучится, оно может все погубить, но при нашей гипотезесуществует тысяча способов предупредить его. Почти все народы имели или имеют еще и теперь представление о золотом веке — очевидно это то время, когда междулюдьми господствовала еще совершенная общественность, законы которой я развил выше. Быть может, золотой век —век первобытной невинности, когда человек в течение многихвеков жил не сознавая, что это наилучший для него строй, ив этой его несознательности причина его порчи. Эта порчавызвала состояние варварства, разбоя, бедствия которыхпоказали людям ценность их первоначального состояния. Онипопытались приблизиться к нему посредством законов, которые долгое время были очень несовершенны и отменялисьдругими законами, более совершенными. Эти последние заменялись и будут, очевидно, заменяться новыми, еще болееудовлетворительными, и так далее, пока очистившийся разум перестанет игнорировать уроки природы и будет постоянно находиться только под ее влиянием. Дойдя до этого счастли вого предела, . разумное создание приобретает всю доброту или нравственное совершенство, на какие оно способно; вероятно, по этим ступеням провидение ведет к нему чело веческий род. ( Когда народы,, уставши от собственных преступлений, начали вздыхать по радостям общественности и слушаться приказаний и советов тех людей, которых они считали способными восстановить ее, то разве не было легко заставитьих познать основную причину всех их зол — собственностьи внушить им ненависть к ней? Не было надобности в длинных рассуждениях, чтобы выяснить даже самой грубой толпенеобходимость упразднить собственность навсегда. Разве длянекоторых законодателей это было бы труднее, чем диктовать страшные законы? Нисколько. Но вместо того, чтобыпри помощи этого прекрасного средства вернуть человекак его естественной добродетельности, всю цену которойему дали почувствовать его недавние несчастья; вместотого, чтобы прочно утвердить его в этом счастливом состоянии, — они лишь подвесили его, если так можно выразиться, между этой точкой опоры и пропастью. Я даю этот очерк законов в форме прибавления ивне плана, так как, к несчастью, слишком верно, что в настоящее время было бы почти невозможным основать подобногорода республику. По этому тексту, не нуждающемуся в длинных комментариях, всякий разумный читатель может судить, от сколькихбедствий эти законы избавили бы людей. ( Я не имею дерзкой претензии преобразовывать род человеческий, но у меня достаточно мужества, чтобы говоритьистину, не смущаясь воплями тех, которые страшатся ее, потому что в их интересах обманывать человечество или оставлять его во власти заблуждений, жертвой которых они являются сами.
Основные и священные законы, которые уничтожили бы в корне пороки и несчастья общества
1
В обществе ничто не будет принадлежать отдельно илив собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своихпотребностей, для удовольствий или для своего повседневного труда.
II
Каждый гражданин будет должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет.
Каждый гражданин будет содействовать, со своей сторо ны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту. В зависимости от этого будут определены его обязанности, согласно распределительным законам.
Распределительные, или экономические законы
Для того чтобы все происходило в образцовом порядке, без путаницы, без замешательства, будут проведены перепись всей нации и разделение ее по семьям, по трибам * и погородам, а если она очень многочисленна, то и по провинциям.
II
Каждая триба будет состоять из одинакового числа семей, каждый город — из одинакового числа триб, и так далее.
III
По мере роста нации будут пропорционально увеличиваемы трибы и города, но лишь до тех пор, пока из этого прироста нельзя будет образовать новые города, столь же населенные, как другие.
IV
Число десять и его кратные будут основанием всякогогражданского деления вещей или лиц — другими словами, все переписи, всякое распределение на классы, всякая распределительная мера и т. д. будут состоять из десятичныхчастей.
V
В каждом десятке, сотне и т. д. граждан будет состоятьизвестное число рабочих каждой профессии; это число будетпропорционально трудности их работы и количеству того, чем нужно снабдить население каждого города, не утомляяслишком этих рабочих.
VI
Чтобы регулировать распределение произведений природы или искусства, будет приниматься в соображение, вопервых, что существуют произведения прочные, стойкие, т. е. такие, которые могут быть сохраняемы или служить долго, ичто между всеми произведениями этого рода бывают такие:
1 ) которые служат для повседневного и всеобщего употребления;
- которые служат для употребления хотя и всеобщего, но не постоянного;
- некоторые необходимы постоянно только известному лицу, а всем прочим — лишь времяот времени;
- другие никогда не бывают предметом нипостоянного, ни общего пользования — таковы произведения, служащие только для простого украшения или составляющие предмет вкуса. Все стойкие произведения будут складываться в общественных магазинах, причем одни будутраспределяться ежедневно или в назначенные сроки междувсеми гражданами, чтобы удовлетворять обычные потребности жизни и служить материалом для работ различныхпрофессий, а другие будут выдаваться тем, кто их употребляет
VII
Вовторых, будет обращено внимание на то, что существуют произведения природы или искусства, которые скоропортятся; эти вещи будут приносимы на общественные рынкии там распределяемы лицами, ведающими их возделываниемили производством.
VIII
Произведения всякого рода будут взяты на учет, и количество их будет соразмерно либо с количеством граждан каждого города, либо с количеством тех, кто их употребляет. Те из этих произведений, которые не портятся, будут, согласно тем же правилам, публично раздаваемы, а излишеких отложен в запас.
IX
Если количество предметов не первой необходимости, употребляемых всеми или некоторыми лицами, убудет настолько, что его окажется недостаточно и может случиться, что хотя бы один гражданин будет лишен их, тогда всякаяраздача приостанавливается или же снабжение этими вещами производится в меньшем размере, пока недостача не будет пополнена. Надо будет, однако, тщательно остерегаться, чтобы подобные случаи не происходили относительно вешейпервой необходимости.
Избыточные запасы каждого города, каждой провинциибудут направлены либо в те местности, где их может оказаться недостаточно, либо сберегаемы для будущего.
Согласно священным законам, между гражданами недолжно быть ни продажи, ни обмена. Таким образом, тот, например, кому нужны будут овощи, зелень или фрукты наодин день, пойдет за этим на общественный рынок, куда этипродукты будут приносимы лицами, их возделывающими. Если комунибудь нужен хлеб, то он получит его на определенное время у того, кто его печет, а тот, в свою очередь, получит в общественном магазине муку, необходимую емудля изготовления хлеба на один или несколько дней. Тот, комунужна будет одежда, получит ее у того, кто ее шьет; портнойполучит необходимую для этого материю у того, кто ее фабрикует, а этот последний получит потребное сырье в общественном магазине, куда его принесут лица, его добывающие. Тот же порядок будет применяться относительно всех других предметов, которые будут распределяться между отцамисемейств для их личного употребления и для употребленияих детей.
XII
Помощь, оказываемая нацией соседней или чужой нациипродуктами своей страны, или такая же помощь, получаемаяот них, есть единственный вид торговли, происходящий путем обмена и при посредничестве граждан, которые обовсем будут докладывать публично. Но при этом будут приняты все меры, чтобы такая торговля не занесла бы в республику ни малейшей собственности.
Законы земельные 1
Каждый город будет иметь свою территорию, по возможности не разделенную и наиболее правильной формы, притомне на правах собственности и лишь в количестве, достаточном для прокормления его жителей, и для того, чтобы датьзанятие лицам, на которых будет возложена обработказемли. ,
Если город окажется расположенным в бесплодной местности, жители его будут заниматься лишь ремеслами, а соседние города будут доставлять им продовольствие. Тем неменее, такой город будет иметь, подобно другим, свою корпорацию земледельцев, либо для того чтобы добыть все возможное на своей территории, либо для помощи при возделывании земель соседних городов.
III
Каждый гражданин без исключения обязан будет в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет заниматься земледелием, разве только ему помешает какойлибо недуг.
IV
В каждом городе этот корпус молодежи, предназначенныйдля земледелия, будет состоять из земледельцев, садоводов, пастухов, дровосеков, землекопов, возчиков гужом и по воде, плотников, каменщиков, кузнецов и лиц других профессий, относящихся к строительному делу. (
Законы городского благоустройства
1
Величина каждого города будет приблизительно одинаковая. (
II
Вокруг большой площади правильной формы будут построены в одинаковом и привлекательном стиле общественные магазины для всяких припасов и залы для общественныхсобраний.
III
За этой оградой будут правильно расположены городскиекварталы, равные, одинаковых очертаний и правильно разделенные улицами.
IV
Каждая триба займет квартал, каждая семья — просторное и удобное помещение. Все эти здания будут одинаковойформы. (
На некотором расстоянии вокруг городских кварталовбудут построены в виде галерей мастерские всех механических профессий для всех рабочих корпораций, численностькоторых превысит 10 человек.
VII
Вне этой ограды, состоящей из мастерских, будет построендругой ряд зданий, предназначенных для жилья лиц, занятых в земледелии и связанных с ним профессиях, а также длятого, чтобы служить мастерскими для этих профессий, сараями, кладовыми, помещениями для скота и складами орудий —всегда в количестве, необходимом для обслуживания каждого города.
viii
На некотором расстоянии за всеми этими оградами будетпостроено в самой здоровой местности просторное и удобноездание для помещения и лечения в нем всякого больногогражданина. ... > Х
С другой стороны, в наименее приятном и наиболее пустынном месте будет построено здание, окруженное высокойстеной и разделенное на несколько маленьких помещений, запертых железными решетками. Сюда будут заключаемылица, заслуживающие, чтобы их удалили на время из общества.
XI
Близко отсюда будет кладбище, окруженное стеною, гдебудут построены отдельно своего рода пещеры с толстыми каменными стенами, достаточно просторные и снабженныекрепкими решетками, куда будут заключать на всю жизнь, азатем там же и хоронить тех граждан, которые будут наказаны вечным изгнанием из общества, т. е. прекратят своесуществование как граждане.
Законы об общих порядках
В каждой профессии самые старшие и в то же времясамые опытные будут в порядке старшинства руководить
поочередно в течение пяти дней пятью или десятью из своихтоварищей, умеренно облагая их труд в счет той доли, которая была бы наложена на них самих.
II
В каждой профессиональной корпорации на каждые десять или двенадцать рабочих будет один мастер: его обязанностью будет учить их, проверять их работу, давать отчет обих работе и поведении старшине корпорации, который будетвыбираем на год. Каждый мастер будет носить это званиепожизненно и поочередно занимать должность старшины корпорации.
III
Мастером какойлибо профессии можно будет сделаться не ранее как через год по оставлении своей земледельческой работы и возвращении к своей прежней профессии, следовательно, только по достижении 26летнеговозраста.
IV
В каждой профессии тот, кто сделает какоенибудьважное открытие, сообщит о нем всем членам своейкорпорации; он станет тогда мастером, даже не достигнувустановленного возраста, и будет назначен старшиноюкорпорации на следующий год. Нарушение очереди будетдопускаемо только в этом случае; затем она будет восстановлена опять.
В десять лет каждый гражданин начнет учиться той профессии, к которой будет чувствовать склонность или к которой будет казаться способным, не будучи, однако, принуждаем к этому. В возрасте от пятнадцати до восемнадцати летон женится, от двадцати до двадцати пяти лет он будет заниматься какойнибудь отраслью земледелия, в двадцатьшесть лет он будет мастером либо в своей профессии, есливернется к ней, либо в той профессии, связанной с земледелием, которой он будет продолжать заниматься. Если онвыберет какойнибудь другой род занятий, тогда он можетбыть мастером лишь в тридцать лет. В сорок лет каждыйгражданин, не имеющий определенных обязанностей, будетдобровольным работником, т. е., не будучи освобожден от
работы, он будет заниматься лишь тем трудом, какой выберетсам, и выполнять лишь те задания, какие он на себя возложит; часами отдыха он вправе будет распоряжаться, какему угодно.
VI
Немощные люди и дряхлые старики будут получатьудобные помещения, стол и содержание в общественномдоме, предназначенном для этой цели в каждом городе.
VII
Старшины всех профессий будут указывать часы отдыха и труда и предписывать, какую работу надо сделать. ... >
Законы о роскоши
Каждый гражданин, начиная с тридцатилетнего возраста, будет одеваться по своему вкусу, но без чрезмерной роскоши. Он будет также кормиться в своей семье, соблюдая умеренность и воздержанность в еде и напитках. Настоящий законпредписывает сенаторам и старшинам сурово подавлять излишества в этом направлении, подавая в то же время собоюпример скромности.
От десяти до тридцати лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий. Каждая корпорация будет отличаема какимнибудь цветом, соответствующим главному предмету ее труда, или какимлибо другим знаком.
III
У каждого гражданина будет рабочее платье и праздничное, украшенное скромно и к лицу, все сообразно средствамреспублики и так, чтобы никакое украшение не могло доставить кому бы то ни было преимуществ или особого внимания. Всякое тщеславие будет подавляемо старшинами и отцамисемейств.
Законы о форме правления, долженствующие предупредить всякую тиранию
1
Каждый отец семейства, достигший пятидесятилетнеговозраста, будет сенатором. Ему будет принадлежать совещательный и решающий голос в издании и разъяснении целейзаконов, хранителем коих будет сенат.
11
Мнения других глав семейств или старшин профессиональных корпораций будут запрашиваемы, когда дело будетидти о регулировании того, что касается их занятий.
III
В каждой трибе каждая семья поочередно дает трибеначальника, который будет им в течение всей своей жизни.
IV
Каждый начальник трибы поочередно в течение одногогода исполняет обязанности начальника города.
Законы об управлении
Всем сенаторам, политическим начальникам, начальникам мастерских, ремесленным мастерам будут оказыватьтакой же почет и повиновение в их общей службе отечеству, каким отцы семейств пользуются со стороны своих детей.
Х1
Формула всякого общественного приказа будет: “Разумтребует. Закон приказывает”.
XII
Все эти законы об управлении, как законы основные, будут почитаться священными и нерушимыми. Они не будутподлежать ни изменению, ни отмене с чьей бы то ни былостороны, под страхом и т. д.
Законы брачные, долженствующие предупредить всякий разврат
Всякий гражданин должен будет тотчас по достижении брачного возраста вступить в брак; никто не будетосвобожден от этого закона, разве если исполнению егопомешает природа или состояние здоровья данного лица. Безбрачие не будет дозволено никому ранее сорокалетнеговозраста. (
III
Первое супружество будет нерасторжимо в течениедесяти лет, после которых будет допускаем развод с согласия обеих сторон или по желанию одной только стороны.
VII
Разошедшимся лицам нельзя будет вступать в брак слицами, более молодыми, чем они сами, равно как с болеемолодыми, чем лицо, которое они покинули. Право это будетпредоставлено только овдовевшим.
VIII
Лицам того или другого пола, состоявшим раньше в браке, не будет дозволяем брак с холостыми еще или незамужними молодыми особами. (
В случае развода дети обоего пола останутся при отце, иего жена по последнему браку одна будет считаться их матерью; ни одна из предшествовавших ей жен не вправе будетприсваивать себе это звание по отношению к детям своегомужа.
XI
Сыновья одного отца, хотя бы женатые и имеющие детей, станут главами семейств только после смерти ихотца.
Законы о воспитании, долженствующие предупредить последствия слепой снисходительности отцов к своим детям
IV
По достижении пятилетнего возраста все дети каждойтрибы будут собраны вместе и помещены в предназначенныедля этого дома, мальчики и девочки отдельно. Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенноодинаковыми, без всяких отличий, согласно правилам, которые предпишет сенат.
v
Известное число отцов и матерей семейств будет поднадзором главы трибы заботиться об этих детях, как о своихсобственных, в течение пяти дней; затем их сменит по очереди такое же число других родителей. Они постараются внушить своим питомцам умеренность и послушание, предупреждать путем мягких увещаний или легких наказанийвсякие ссоры, капризы, дурные привычки. Обращение совсеми детьми будет совершенно равное.
VI
По мере развития умственных способностей у детей ихначнут обучать отечественным законам. Их научат уважатьэти законы, повиноваться своим родителям, начальникам илицам зрелого возраста. Их приучат быть любезными с равными себе, поддерживать с ними дружбу, никогда не лгать. Они будут упражняться в какомнибудь легком, подходящем для их возраста занятии и время от времени в играх, которые могут их развить физически и подготовить к труду. Им не будут предписывать ничего, не объяснив разумностипредписываемого. Эти первоначальные наставления будутзатем культивироваться учителями, заботам которых онибудут поручены по выходе из раннего детства.
VII
Дети, оказавшиеся до десятилетнего возраста достаточнокрепкими, чтобы изучить начатки профессии, к которой ихсочтут годными, будут посылаемы ежедневно на несколькочасов в общественные мастерские, чтобы начать там своеобучение.
Каждый ребенок по достижении десятилетнего возрастапокинет этот общий родительский дом, чтобы перейти вмастерские. Здесь детям дадут помещение, стол и одежду, аобучать их будут мастера и старшины каждой профессии, которых они должны будут слушаться, как своих родителей, — все это будет осуществляться сообща в каждой корпорации и в каждой мастерской, где дети каждого пола будутобучаемы отдельно подходящим для них занятиям.
IX
Кроме механических упражнений в определенной профессии учителя и учительницы, равно как и старшины профессий, будут делать детям наставления морального характера. Если по мере развития умственных способностей удетей некоторые из них придут к мысли о существованиибожества и, услышав разговоры об этом, станут задаватьвопросы относительно этого высшего существа, тогда имобъяснят, что это благодетельная первопричина всего, чемони восхищаются и что они находят привлекательным ихорошим. Наставники остерегутся всячески давать детямкакиелибо туманные представления об этом неизреченномсуществе и пытаться объяснить его природу терминами, лишенными смысла. Детям скажут просто, что создательвселенной может быть познаваем только по его творениям, которые свидетельствуют о нем только как о существе бесконечно добром и мудром, но несравнимом ни с чем смертным. Молодым людям объяснят, что заложенные в человекечувства общественности суть единственные выразители намерений божества и, лишь наблюдая их, можно достигнутьпонимания того, что такое бог. Им скажут, что цель законов — совершенствовать эти чувства и систематически применять их предписания ко благу общества.
Все нравственные предписания, правила, размышлениябудут выводимы из основных и священных законов, притомвсегда в направлении к общественному единению и любви. Предметом призыва будет осуществление нераздельной связиличного счастья с общим благом, а целью поощрений будутслужить уважение и дружба близких людей, сограждан иначальников.
XI
Начальники и сенаторы будут внимательно следить затем, чтобы законы и уставы о воспитании детей соблюдалисьвсюду точно и единообразно, в особенности же, чтобы мудроисправлялись и предупреждались недостатки детского возраста, могущие пробудить дух собственности. Они воспрепятствуют также тому, чтобы детский ум пропитался с самогонежного возраста какимилибо смехотворными баснями, сказками и выдумками.
XII
В возрасте 15—16 лет, когда молодые люди женятся, онипокинут общественные академии, чтобы вернуться в отцовский дом, откуда они будут в назначенные часы отправлятьсяежедневно в мастерские, чтобы там заниматься своей профессией, пока не достигнут надлежащего возраста для занятия земледелием. Тогда они перейдут в предназначенныедля этого помещения.
Законы о научных занятиях, долженствующие помешать блужданиям человеческого ума и всяким трансцендентным мечтаниям
1
Число лиц, посвящающих себя наукам и искусствам, которые требуют больше проницательности, изобретательности и талантов, чем физической силы, будет твердо устанавливаемо как для каждого рода занятий, так и для каждогогорода. Соответственное обучение граждан, обнаружившихнаибольшие задатки, начнется рано, причем, однако, это неосвободит их от занятия какойнибудь отраслью земледелия, когда они достигнут надлежащего возраста для работы в ней. За исключением числа учителей и учеников, установленногодля наук и искусств, никому не будет дозволено посвящатьсебя им ранее тридцатилетнего возраста.
II
Никакой иной моральной философии, кроме той, котораятрактует о плане и системе законов, не будет. Наблюдения ипредписания этой науки будут основываться только на полезности и мудрости этих законов, на сладости уз родства идружбы, услуг и признательности, которые связывают сог
раждан, на любви к труду и пользе его, на всех общих ичастных правилах доброго порядка и полного согласия. Изучение этой науки будет общее для всех граждан.
V
Будет существовать своего рода кодекс всех наук, где кметафизике и морали никогда не будет добавляться ничеговыходящего за границы, предписанные законами; вновь заноситься туда будут только открытия в области физики, математики и механики, подтвержденные опытом и рассуждением.
Законы о наказаниях, столь же немногочисленные, как немногочисленны нарушения долга, столь же мягкие, сколько действительные
1
Всякий гражданин, без различия ранга и достоинства, хотя бы это был даже глава нации, который окажется —страшно подумать! — настолько извращенным, что лишитжизни или смертельно ранит когонибудь, или же попытаетсяпосредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность, —будет судим Верховным сенатом и, по признании виновным, заключен на всю жизнь, как буйный помешанный и врагчеловечества, в построенную на кладбище пещеру. Егоимя будет навсегда вычеркнуто из списка граждан, егодети и вся его семья отрекутся от этого имени и будут зачислены отдельно в другие трибы, города или провинции, причем, однако, никому не будет дозволено относиться к нимс презрением или ставить им в укор вину их родителей, подстрахом изгнания из общества на два года. (
XIV
Лица, облечённые властью, обязаны будут сами следитьза своими подчиненными, выговаривать им или наказыватьих в случаях, предоставленных их компетенции, передаватьвиновных в распоряжение высшей власти за более значительные вины без всякого снисхождения, под страхом лишения своей должности на время или навсегда, смотря поважности упущения.
|