Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

1.3. Кадры Движения и кадровая работа

Работа с кадрами и активом – ключевой вопрос деятельности любой общественно-политической организации, самая насущная и первоочередная их забота. С этой аксиомой Движение столкнулось сразу же после регистрации. Тогда казалось, что главное заявить о себе, а люди найдутся сами. Но, однако, потребовались месяцы упорных поисков, прежде чем были подобраны кадры для работы в советах и исполкомах Движения, сформирован список кандидатов, с которым Движение вышло на выборы в Государственную думу. И только тогда Движение стало заметно на политической сцене: появились конкретные носители его идей, имена, с которыми у избирателей стал ассоциироваться образ НДР.

Этот список, по сути дела, и положил начало целенаправленной кадровой работе в НДР. Известно, что Движение исторически создавалось “ под выборы”. Кадровая работа на первом этапе концентрировалась на привлечении уже известных людей для решения совершенно конкретной задачи – достижения успеха в избирательной кампании. При этом часто не было времени и возможности глубоко и всесторонне оценить мотивы и потенциал кандидатов. шедших на выборы под флагом НДР. Часто в этом вопросе руководящие органы Движения полностью доверяли местной исполнительной власти. Поэтому в региональные списки попало немало случайных людей, не связанных идейной общностью с Движением, [c.32] не имеющих какого-либо авторитета среди населения своего избирательного округа. Именно этим прежде всего и объясняется низкий результат, достигнутый Движением в одномандатных округах. Ведь главное, что определяет здесь победу, – личность самого кандидата!

По сути дела конечный успех “Нашего дома” обеспечило имя В.С. Черномырдина во главе федерального партийного списка и образ той политики стабильности, который ассоциируется у россиян с его именем.

Большинство же из кандидатов-одномандатников, шедших на выборы под флагом НДР, а также за деньги НДР и проигравших выборы, быстро утратило связь с Движением, что и подтверждает факт допущенных ошибок на первом этапе создания ВОПД НДР.

Как известно, по результатам выборов Движение получило более 10 процентов голосов избирателей России. Исполком НДР проанализировал, как корреспондируются эти результаты с различными характеристиками регионов и собственной деятельностью НДР. При этом во внимание брались такие критерии, как социально-экономическое благополучие и политические традиции региона, уровень финансирования и материально-техническое обеспечение региональных организаций, поддержка НДР со стороны местной власти и общественных структур и т.д., всего 12 критериев. И оказалось, что кандидаты НДР получили самый высокий результат не там, где дела в экономике более или менее благополучны и где местные организации лучше всего финансировались, а там, где региональные исполкомы работали изобретательно. активно, сумели найти опытных, талантливых политических лидеров.

За полтора года в кадровой работе было сделано много. Были укомплектованы квалифицированными работниками большинство региональных исполкомов. Федеральный Исполком тоже провел внутреннюю кадровую перестройку. Все организации и сотрудники прошли серьезную проверку в президентской кампании 1996 года. И все же многое было упущено. Многие региональные организации не сумели должным образом подготовиться к избирательным кампаниям по выборам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Подтверждением слабой кадровой работы стали выборы глав администраций летом-осенью 1996 года.

Во многих регионах организации Движения долго не могли разобраться. кого поддерживать. А если оказывалось, что ни один кандидат НДР не устраивает, то своего собственного кандидата не [c.33] было. Поэтому часто приходилось выбирать из двух зол меньшее.

Но даже если региональные организации уверенно определялись с поддержкой кандидата, то часто они не могли обеспечить профессионального сопровождения избирательных кампаний.

Опять, как и на выборах в Госдуму-95. приходилось прибегать к помощи сторонних фирм, которые работали за большие деньги, как правило, не отвечая за результат и качество, а часто выступали одновременно и за НДР, и за конкурентов.

Часто главы исполнительной власти, которых организации Движения поддерживали, весьма неохотно афишировали свою связь с НДР, не использовали региональных структур НДР. опираясь в основном на поддержку властной вертикали. И именно эта ориентация приводила их к поражению от оппозиционных сил. Но вина здесь лежит и на самих региональных организациях НДР. По-видимому, далеко не все организации Движения пользуются авторитетом в регионах, не зарекомендовали себя серьезной политической силой.

Во время региональных выборов выяснилось, что не вес в порядке и с профессиональными кадрами. Не секрет, что часть нынешних руководителей была делегирована в Движение местными органами исполнительной власти. Такой способ формирования на первом этапе усилил связь НДР с исполнительной властью. Но после того, как во многих регионах главы администраций поменялись, оказалось, что некоторые руководители НДР деморализованы и не могут работать самостоятельно, без опеки администрации, не имеют своей точки зрения на происходящие события. Такое положение грозит Движению потерей политического липа. Пассивность части региональных организаций приводит к тому. что во многом теряется авторитет НДР. наработанный в ходе выборов Президента Российской Федерации. Успехи Движения приписываются другим политическим силам, теряется актив, работавший с НДР на выборах.

Надо сказать, что 10% голосов избирателей, набранных Движением на выборах в Госдуму. – это не предел. Движение может числить своими потенциальными сторонниками по меньшей мере до 40% избирателей России. Причина же недобора голосов – не только образ “номенклатурной партии”, навязываемый избирателям противниками, но и собственная недостаточная активность в разработке концептуально-идеологических основ Движения, формулировании той объединяющей идеи. за которой пойдут граждане России. А ведь это тоже проблема кадров. Национальная идея формируется интеллектуальной элитой общества. К сожалению, большинство творческой и научной интеллигенции пока еще не в рядах Движения. [c.34]

Корень всех перечисленных трудностей – в отсутствии последа– нательной кадровой политики, недостаточной связи кадровой политики с задачами партийного строительства и идеологической работы.

После периода становления Движение выходит на качественно новый этап развития, когда ошибки роста уже недопустимы.

Создание ритмично действующей организации, принимающей участие в формировании и осуществлении государственного курса, обеспечивающей стабильную поддержку реформ большинством населения, предполагает решение качественно иных задач в формировании и реализации кадровой политики Движения.

Все предпосылки для такой эффективной кадровой политики в НДР созданы.

Напомним, что НДР насчитывает более 120 тысяч человек, региональные организации есть во всех субъектах России, а также более чем в 1880 городах и районах страны. В Движении действуют около 400 освобожденных работников. Во фракции НДР в Государственной думе работают 66 депутатов. Более 400 кандидатов от НДР избраны в законодательные органы регионов.

Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что в НДР имеется достаточный количественный порог, после которого можно думать о качественной стороне дела, т.е. о системе поиска, отбора и подготовки кадров и актива, отработке направлений реализации этого потенциала.

Чтобы приступить к такой работе, необходимо прежде всего определить основные понятия кадровой работы, такие как, например. “кадры Движения” и “актив Движения”, а затем попытаться представить себе, какие специфические требования предъявляются к работнику или активисту, желающему заниматься той или иной работой в Движении.

Говоря о кадрах, нужно иметь в виду депутатов, избранных от Движения, работников руководящих органов Движения, депутатских фракций как избранных на свои посты, так и назначенных, то есть тех, чья общественно-политическая деятельность является их основной трудовой деятельностью.

Исходя из этого, все кадры Движения условно можно разделить на следующие группы:

а) Выдвиженцы. Это те люди, через которых Движение реализует поставленные перед ним задачи сегодня и в перспективе. Это действующие представители Движения в органах власти разных уровней. Это и потенциальные кандидаты на участие в будущих выборах или выдвижение на важные государственные, управленческие и [c.35] хозяйственные посты.

б) Функционеры. Это, в первую очередь, оплачиваемые работники исполнительных органов Движения и депутатских фракций. Это и члены исполкомов и советов Движения на полуобщественных или общественных началах.

в) Специалисты – всевозможные сотрудники с определенной квалификацией, готовые оказать профессиональную помощь Движению при возникновении такой необходимости. К ним можно отнести журналистов, ученых, консультантов, социологов, психологов, имиджмейкеров. педагогов, артистов и т.д..

г) Сторонники – люди, которые регулярно или эпизодически участвуют в деятельности Движения на общественных, а иногда платных началах, те люди, которые не побоятся пройти по городу в майке с надписью “Наш дом – Россия”.

д) Сочувствующие – резерв сторонников, на которых можно опереться в проведении массовых политических кампаний.

е) Актив Движения – это люди, избранные в состав руководящих органов Движения, комиссии и советы, существующие при них, а также ьистематически выполняющие поручения Движения организаторского, агитационно-пропагандистского и обеспечивающего характера.

Если взять эти определения за основу, то первоочередная задача состоит в том, чтобы составить списочный состав этих людей, выявив их наиболее характерные профессиональные и личностные признаки, приоритетные для общественно-политического Движения. Это, прежде всего, образование, административный, политический и личностный опыт. Завершить такую работу имеется в виду уже до конца 1997 года.

Со списка, с инвентаризации начинается элементарный учет, и, только отталкиваясь от него, можно рассуждать о таких понятиях, как оценка, аттестация кадров и актива, разработка концепции организационно-методического обеспечения кадровой работы. Отсюда и будут ясны первоочередные задачи кадровой работы.

Речь, прежде всего, должна идти о составе советов региональных отделений. Пока что эти советы не работают, потому что в них нет кадрового качества. Формировались они в спешном порядке, часто без тщательного знакомства с кандидатами. И получилось так, что состоят они в основном из больших и маленьких начальников, пришедших в Движение отстаивать лишь свои отраслевые интересы. Среди них мало людей, ставящих своей целью профессиональную общественно-политическую деятельность. [c.36] В них недостаточно людей, имеющих опыт работы в представительных органах власти.

В регионах недостаточно причастных к Движению высококвалифицированных экономистов. политологов, философов, журналистов, юристов, не говоря уже об их специализации. Между тем, ясно – без такого потенциала Движение обречено на политическое и творческое бессилие, а, следовательно, и на верные политические задворки и даже смерть.

Предвидя подобную перспективу, необходимо обстоятельно проанализировать состав руководящих органов и принять меры по его улучшению и пополнению. Откладывать такую работу не следует. Работу по уточнению состава советов и соответствующих органов при них Исполком планирует завершить в 1997 году. Ведь после окончания основных региональных кампаний уже ясно, каких политиков и администраторов новой волны хотелось бы привлечь к участию в работе Движения.

Необходимо также проинвентаризировать и проанализировать актив комиссий, руководителей и специалистов избирательных штабов, доверенных лиц кандидатов, работников СМИ, с которыми предполагается сотрудничество в ходе предстоящих кампаний, специалистов в области создания рекламы и ее распространения, организаторов агитационно-массовой работы по месту жительства.

Только проделав эту работу, можно получить реальное представление о том, какой потенциал имеется в наличии, представить масштаб работы и, соответственно, средства, необходимые для его обеспечения, четче сформулировать задачи по организации кадровой деятельности как федерального, так и региональных исполкомов.

Эту работу взяли на себя федеральные органы Движения. Уже в ближайшее время ими планируется приступить к решению следующих задач:

– созданию кадровой базы данных;
– концептуальному и методическому обеспечению кадровой работы Движения;
– мониторингу состояния кадрового потенциала региональных структур Движения;
– организации и проведению отдельных кадровых мероприятий с функционерами Исполкома;
– организации обучения сотрудников региональных отделений Движения;
– сбору информации и привлечению специалистов по кадровой [c.37] работе, организации избирательных кампаний и организационному развитию;
– методическому и кадровому обеспечению сети региональных кадровых служб;
– консультационной поддержке кадровых служб региональных отделений Движения;
– целевой диагностике и разработке персональных программ подготовки сотрудников Исполкома и лидеров региональных отделений, активистов;
– разработке целевых программ подготовки кадров Движения;
– разработке методического обеспечения и консультационной поддержке предвыборных кампаний кандидатов, поддерживаемых Движением.

В кадровой работе перерывов и пауз не бывает. Региональные избирательные кампании в основном закончились. Но уже сейчас заметны контуры нового этапа политической борьбы. Это и первые предвыборные шаги отдельных лидеров, претендующих на высшие посты в государстве, это и переориентация векторов действий со стороны партий и движений, которые явно направлены на будущие парламентские выборы.

В этих условиях необходимо срочно и повсеместно приступить к формированию кадрового резерва, рассчитанного на то, чтобы на каждое депутатское место имелось по 2-3 достойных кандидата от НДР.

Искать достойных людей, которые будут представлять Движение на следующих выборах, можно в различных направлениях.

Во-первых, нужно составить список всех кандидатов, поддерживающих идеи НДР по реформированию страны, которые уже ранее занимали выборные должности либо были успешными руководителями.

Во-вторых, следует обратить внимание на тех, кто уже ранее принимал участие в выборах и проиграл. Если такой человек все еще пользуется авторитетом в округе, у него может быть больше шансов на успех, чем у новичка. Ведь иногда достойный кандидат проигрывает выборы из-за сложившихся обстоятельств, например, отсутствия денег, очень сильной кампании других кандидатов, из-за того, что политическая конъюнктура на тот момент была такова, что влиятельные силы выступили против него, слишком поздно вступил в избирательную кампанию и т.д.

В-третьих, необходимо приглядеться к местным общественным деятелям, руководителям различных структур, принимающим активное участие в жизни региона. [c.38]

Ученые, преподаватели вузов, тренеры, директора успешно работающих предприятий, просто известные люди, например, журналист или редактор. телеведущий могут стать прекрасными кандидатами. Иногда следует провести целевой социологический опрос среди населения, чтобы определить потенциальных политических деятелей.

Особое внимание надо обратить на женщин и молодежь. Обычно они не очень афишируют свое стремление заниматься политикой, а поэтому остаются в тени.

После того, как такие списки будут сформированы, необходимо найти аргументы и методы, которые бы сделали привлекательным для этих людей сотрудничество с НДР, и сформировать разнообразные программы обучения для более полного раскрытия потенциала этих людей с учетом целей Движения.

И. наконец, надо дать этим людям возможность заявить себя в каком-то конкретном виде деятельности.

Какие же качества должны отличать кандидата НДР? Прежде всего, ответственность и современный взгляд на происходящие в России процессы реформирования, целеустремленность и умение достигать конкретных результатов, профессионализм, терпимость к иным точкам зрения, общительность, способность к самоанализу и критическому переосмыслению сделанного, безусловно. здоровье и, главное, желание заниматься политикой и наличие способности к этой деятельности, а также наличие команды преданных сторонников. Перспективного политика всегда отличает умение вдохновлять людей на добровольное и бескорыстное участие в своей предвыборной кампании.

Нужны новые имена. И искать их надо именно в регионах. Составление списка резерва требует четкой и разумной организации дела, надежных рабочих инструментов. И такие инструменты есть. Современные методы оценки кадров позволяют выбрать перспективных людей с еще нереализованным личностным и политическим потенциалом, раскрыть этот потенциал через привлечение к конкретной работе, через развитие соответствующей мотивации. Любой человек с нормальным честолюбием должен знать, что с ним будет завтра, если он будет предан Движению и отдает ему часть своей жизни.

Нужно найти этим людям подходящее дело и предложить такие мотивы и стимулы совместной деятельности, чтобы им было выгодно и интересно работать с Движением на длительную перспективу не только в политике, но и в бизнесе, образовании, пропаганде. Должен быть также создан кадровый резерв для выдвижения на [c.39] руководящие посты в субъектах Российской Федерации. Условно эти группы актива Движения можно было бы назвать “теневыми кабинетами” или “школами государственного резерва”.

Поддержка каких-либо кандидатов Движением обязательно должна сопровождаться определенными условиями, которые кандидат обязан выполнить.

Это обязательство, например, войти во фракцию НДР в законодательном органе, содействовать продвижению в органы исполнительной власти представителей Движения, поддержка законодательных инициатив Движения, активное участие в жизни местной организации Движения и т.д.

Новые аспекты и возможности улучшения кадровой работы связаны с начавшимся процессом учета и регистрации индивидуальных членов Движения на основе личных заявлений участников. Это позволит проинвентаризировать реальный состав региональных организаций Движения, подготовиться к работе по оценке кадров, разработке обоснованной системы стимулирования индивидуальных участников и организаций.

При этом нельзя забывать, что желание участвовать в общественно-политической деятельности относится к высшим категориям в иерархии человеческих потребностей. Соответственно и вся кадровая работа в Движении должна строиться на уважительном, бережном отношении к участникам Движения. Может быть. самым высоким стимулом для этих людей станут не материальные дивиденды, а реализация собственного потенциала, принадлежность к тому большому и важному делу, которое делает НДР. Надо дать людям соответствующее направление деятельности и помочь раскрыться.

Все сказанное свидетельствует о том, что качественно новый этап деятельности Движения требует и качественно иного, профессионального подхода к работе с персоналом.

Региональные организации НДР должны стать лидерами общественного мнения, иметь широкие связи с региональными и локальными элитами, со средствами массовой информации, иметь в них агентов своего влияния. Фелеральные органы, в свою очередь, должны видеть в региональных организациях, их руководстве, активе надежного партнера в проведении в жизнь решений руководящих органов НДР, в выявлении и обобщении конструктивного опыта партийной работы, решении ключевых социально-экономических проблем регионов.

При всей специфике российских условий, особенностях Движения, общие методы кадровой работы. приводящие к успеху в любом виде деятельности, хорошо известны. [c.40]

1. Непрерывность кадровой работы. Постоянная работа по привлечению новых активистов и участников Движения.

Организации НДР должны стать местом притяжения авторитетных в регионе, районе, производственном коллективе людей, признающих необходимость реформирования страны на основе современных моделей общественного устройства. Движение создает условия для личного роста как на политическом поприще, так и в собственном аппарате, на государственной службе, в коммерческих структурах.

2. Ротация профессионального аппарата Движения. Должностной рост должен осуществляться на основе оценки результатов деятельности региональных организаций, а для центрального аппарата – успехов курируемых регионов. Обеспечение ротации кадров по линии центр – регионы и между регионами.

3. Постоянное обучение профессионального аппарата и активистов, обмен опытом между региональными и местными организациями Движения.

В этих целях необходимо тесное сотрудничество с зарекомендовавшими себя учебными заведениями соответствующего профиля: Академией госслужбы, МГУ, Академией народного хозяйства.

4. Регулярная оценка деятельности кадров. Должна быть разработана методически обоснованная комплексная система оценки кадров Движения, на основе которой будет осуществляться карьерный рост и стимулирование кадров.

Критериями оценки при этом могут являться: рост соответствующих организаций Движения, их авторитет, успехи на выборах, продвижение сторонников в органы власти, расширение взаимодействия с управленческими структурами на местах, реализация эффективных программ различного плана и т.д.

5. Постоянное совершенствование структуры и методов работы с кадрами Движения.

Необходимость гибкого отражения в формах и методах работы организаций НДР динамично меняющейся социально-политической обстановки в регионах.

6. Приоритетный характер работы с молодежью. Постоянная координация деятельности Молодежной организации НДР с региональными организациями Движения, с представителями НДР в других молодежных движениях и организациях.

Особое внимание – студенческой молодежи, которая после ликвидации парткомов, комитетов ВЛКСМ и кафедр истории КПСС не имеет возможности для реализации своих политических амбиций. Предоставление таких возможностей в местных организациях [c.41] НДР позволит сформировать обширный кадровый резерв и эффективно решать текущие задачи деятельности Движения.

7. Активная работа с ветеранскими организациями. Возможна помощь таким организациям в решении их вопросов, отражение интересов ветеранов в законодательных инициативах, продвигаемых через НДР.

8. Качественно новый подход к работе с женщинами. Реализация специальных программ в этом направлении, призванных политически активизировать женщин, повысить их представительство в органах власти всех уровней, привлечь в ряды НДР. Возможно даже изменить уставные документы Движения и предусмотреть в них обязательное представительство женщин в руководящих органах Движения в центре и на местах.

Выработка и осуществление кадровой политики, основанной на изложенных принципах, позволит повысить влияние НДР в регионах, в государственной и хозяйственной элите, даст возможность приступить к созданию эффективного кадрового механизма, как необходимое предпосылки преобразования ВОПД НДР в будущем во влиятельную политическую партию России. [c.42]

Далее:
1.4. О перспективах Движения “Наш дом – Россия”

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz