Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

3.5. Интенсивные методы проектирования и организации выборов

Перед любым кандидатом, партией или общественно-политическим объединением, принимающим решение об участии к выборах. стоит проблема первого шага. С чего начать? Как организовать? Где [c.100] найти специалистов?

И если для политических партий и объединений этот вопрос решается достаточно безболезненно – ведь участие в выборах один из основных видов их деятельности, то для большого числа индивидуалов-кандидатов, прежде всего, в органы исполнительной власти, такая задача часто представляется весьма сложной, а подходы к ее решению определяются набором целого ряда факторов и условий, наличных избирательных ресурсов.

Очень часто оказывается, что на момент принятия решения о выдвижении кандидат не имеет своей команды или даже группы единомышленников. Они появляются обычно на более поздней стадии кампании. Однако именно на латентном, скрытом, неофициальном этапе кампании часто закладываются основы победы. принимаются стратегические решения, например. по целям участия в выборах. вхождению в коалиции, выборе округа и органа власти для баллотирования, первых предвыборных заявлений и т.д., которые во многом определяют дальнейшую стратегию и тактику кампании, ее окончательную эффективность. Именно на этом этапе требуется максимальная интеллектуальная поддержка кампании.

Существуют несколько проверенных методов решения такой проблемы.

1. Планирование кампании силами самого кандидата. Обычно к такому приему прибегают новички в политике. Их можно разделить на неуверенных и самоуверенных. Первые из них испытывают большие сомнения перед принятием решения об участии в выборах. Поэтому предпочитают, на всякий случай, не афишировать свое предполагаемое выдвижение. Такие люди чаще всею терпят неудачу, в основном, из-за продолжающихся колебаний на протяжении всей кампании.

Другая категория кандидатов (и политических объединений тоже) самоуверенные – считает, что успех в других сферах деятельности предопределяет хорошие результаты и в политике. Например, к типичным представителям этой группы можно отнести В. Брынцалова – бывшего кандидата в Президенты Российской Федерации. Большинство из 43 объединений,. созданных накануне выборов. можно смело отнести к этой категории. Руководство многих из них отвергало любую (кроме финансовой) профессиональную помощь в деле организации выборов, считая, что они сами знают “философский камень” выигрывания выборов. Очень часто такие объединения не набирают даже необходимого числа голосов для регистрации. [c.101]

2. Планирование кампании силами профессионального аппарата собственной партии или движения. В политических партиях накоплен большой опыт проведения избирательных кампаний, поэтому проблемы здесь возникают лишь при проведении особо масштабных кампаний. Однако здесь есть трудность, связанная с излишней закрытостью обсуждения ключевых вопросов кампании, что приводит к стереотипным подходам, отторжению новых идей, неприятию помощи со стороны. Так, например, происходило в 1995 году в аппарате движения “Женщины России”.

3. Планирование кампании с помощью личных друзей. Кандидаты часто используют в качестве консультантов своих друзей, советам которых они доверяют по каким-либо другим вопросам. При этом часто они попадают в психологическую ловушку, проецируя обширные знания своего знакомого по каким-то специальным вопросам, например, управлению, и на вопросы организации избирательной кампании.

В психологии этот казус называется “эхо”, – то есть неправомерное распространение отдельных способностей, умений и знаний человека на другие его способности, умения или знания, о которых оценивающий ничего не знает.

Так, людям, хорошо умеющим разгадывать кроссворды, часто приписывают высокие творческие способности. На самом деле это не так.

Часто в роли таких политических советчиков выступают артисты, врачи, ученые, журналисты, военные. Иногда происходит попадание в точку, но чаще, наоборот, чему есть множество примеров.

4. Планирование с помощью приглашенных наемных специалистов и команд, берущих подряд на кампанию “под ключ”.

К услугам профессионалов обычно прибегают три категории партий и кандидатов:

– имеющие деньги (чаще всего “новые русские”, считающие, что за деньги можно купить все, в том числе депутатское место);

– не имеющие другой альтернативы, например, главы административной власти, поздно вспомнившие о приближении выборов и не успевшие создать своей собственной команды;

– понимающие необходимость и эффективность профессионализма в избирательном процессе, по сравнению с импровизацией.

Положительная сторона деятельности профессионалов ясна они не допускают известных, стандартных ошибок в организации кампании, могут стать единственным шансом для администратора. которого “продал” собственный аппарат.

По экспертным оценкам, грамотная работа специалистов-имиджмейкеров [c.102] может принести кандидату до 10% голосов, а удачная работа менеджера и начальника штаба очень часто в целом определяет результат выборов.

Конечно, наивно думать, что даже самые лучшие консультанты могут в любой ситуации обеспечить победу кандидату. Однако они обязаны не дать кандидату провалиться и в любом случае повысить его избирательный рейтинг.

И все же надо помнить, что рынок профессиональных консультантов переполнен шарлатанами. Многие из усиленно рекламирующих себя агентств политического консалтинга на самом деле имеют лишь одного-двух квалифицированных специалистов, и те, в основном, заняты деятельностью по зарабатыванию денег, а не консультированием. Их функция – заключение контрактов, а непосредственно с кандидатом работают аспиранты и молодые специалисты, не имеющие опыта.

С другой стороны, возможна и “подставка”, когда таких “специалистов” с определенной целью засылают в штаб конкурента. По мнению ряда экспертов, именно по такому сценарию разворачивалась борьба в Волгоградской области в 1996 году, когда одного из кандидатов элементарно “продала” нанятая команда. Так или иначе, но именно на самом кандидате лежит задача подбора профессиональных консультантов. А для этого недостаточно одной встречи или рекомендации. Готовиться к такому сотрудничеству нужно заранее, тщательно проверяя будущих помощников.

5. Приглашение профессионалов для обучения собственной команды. которая и будет планировать кампанию.

Практика проведения обучающих семинаров известна давно. Так. она широко использовалась “Выбором России” в 1993 году при выборах в Госдуму и “Нашим домом – Россия” в 1995 и 1996 годах. штабом Б.Н. Ельцина в президентской кампании 1996 года.

Основные преимущества – обучение большого количества участников избирательных команд за короткое время.

Недостатки – дефицит опытных специалистов-преподавателей, неэффективность применяемых методов обучения, невозможность подготовки грамотных специалистов по наиболее интеллектуально емким типам деятельности за короткое время. Например, в команде Б.Н. Ельцина в 1996 г. готовили ускоренным темпом бухгалтеров, наблюдателей, но не имиджмейкеров или разработчиков стратегии.

Каждый из описанных подходов имеет, по-видимому, свои сферы применения и может эффективно использоваться в [c.103] соответствии с конкретными ситуациями и условиями выборов.

Так, вполне вероятно, что при выборах в органы местного самоуправления достаточно спланировать и провести кампанию силами самого кандидата или с привлечением лишь личных бескорыстных друзей. Ведь, по всей видимости, в такие кампании и соперниками не выбрасываются большие деньги и материальные ресурсы. Однако и здесь опыт избирательной борьбы весьма полезен.

В то же время в России уже невозможно выиграть президентскую или крупную региональную кампанию лишь на импровизации. Необходимы большие ресурсы, опыт, который позволит их оптимально использовать, и профессионалы, способные реализовать стратегию и тактику.

По-видимому, многие, проблемы способны решить, так называемые. “пульсирующие” технологии подготовки и организации избирательных кампаний. Эти технологии основаны на регулярном надзоре за кампанией со стороны высокопрофессиональных консультантов (не команд!).

При этом возможно применение методов интенсивной групповой интеллектуальной деятельности (ИГИД), деловых игр, обучающих семинаров, мозговых атак и т.д. Например, практика применения ИГИД выглядит так: за 3-4 месяца до начала кампании проводится одно– двухдневный семинар интенсивной работы, на котором происходит экспертная оценка предвыборной ситуации: диагностика возможных избирательных округов, настроений электората, соперников, формируются прогнозы политической ситуации, намечаются основные реперные точки, к которым должны привязываться эффективные стратегии выборной борьбы. разрабатывается методика мониторинга развития электоральной ситуации. Здесь же намечается костяк будущей команды кандидата, оцениваются потенциальные ресурсы участников команды, их наиболее эффективные сферы деятельности.

Обычно такой семинар проводят 2-3 высокопрофессиональных тренера. Его итогом становится отчет-прогноз возможных сценариев и действий кандидата или блока.

На финише семинара распределяются задания между участниками на период до следующей встречи.

Накануне официального объявления начала избирательной кампании проводится второй семинар (примерно за 1-2 недели до начала).

Основное его содержание – уточнение основных показателей диагностики округа и предварительное утверждение стратегии и тактики кампании. Здесь же происходит интенсивное командообразование, окончательно формируется штаб, налаживаются основные [c.104] контакты, в команду включаются новые люди.

Окончание семинара предусматривает контроль плана подготовки выпуска агитационной продукции, команд агитаторов, графика финансирования этой деятельности.

Через 2-3 недели после официального начала кампании проводится третий семинар, где происходит корректировка стратегии и тактики, контролируется эффективность основных пропагандистских мероприятий, результативность контрпропагандистских акций и т.д.

В дальнейшем возможно одно-двухкратное консультирование хода кампании специалистом.

Опыт показывает, что это оптимальный способ сотрудничества с профессионалами для кандидатов, серьезно относящихся к избирательной кампании. Такой подход позволяет:

1. Резко сократить расходы на профессиональных консультантов (в 10-20 раз), в то же время иногда добиваясь даже более высокого качества консультирования, чем при работе целых команд.

2. Повысить гибкость применяемых стратегии и тактики. Ведь рекомендации разрабатываются на основе коллективного опыта, а не только знаний консультантов. Возникает возможность критики рекомендаций, данных консультантами, быстрой адаптации тактики к изменившейся ситуации.

3. Появляется возможность привлечения нескольких консультантов, смены их во время кампании, что практически невозможно. если нанимаются целые команды. Ведь обычно денег хватает, чтобы оплатить лишь одну команду.

4. Уменьшается возможность утечки информации на сторону. Ведь окончательные решения остаются за командой кандидата, а не ж консультантами.

5. Резко повышается профессионализм команд кандидата, что может принести дополнительный эффект при участии в следующих кампаниях.

Так, в ходе региональных выборов выяснилось, что многие региональные команды, эффективно работавшие как исполнители в соответствии с концепцией кампании, предложенной штабом Б.Н. Ельцина, оказались совершенно беспомощными при проектировании и организации кампании в своем регионе и выборе главы администрации.

Этого не происходит при работе по методу ИГИД. Ведь все члены команды участвуют на всех стадиях разработки стратегии.

6. Во время семинаров ИГИД происходит интенсивная консолидация команды. начинается работа на конечный результат, а не [c.105] на промежуточные показатели. Резко повышается внутренняя мотивация участников. Опыт показывает, что люди, прошедшие семинары интенсивной работы, гораздо более эффективно и результативно работают совместно, в одной команде, на единую цель. Вертикальное управление дополняется горизонтальными связями.

Все сказанное говорит о необходимости более широкого внедрения в практику избирательной борьбы таких современных интенсивных методов работы, как описанные выше. [c.106]

Далее:
Раздел IV. Двадцать шагов к успеху. Пошаговая технология планирования и организации выборов
4.1. Стратегия подготовки выборов

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz