Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

Раздел IV. Двадцать шагов к успеху.
Пошаговая технология планирования и организации выборов

4.1. Стратегия подготовки выборов

Избирательные кампании разного уровня и масштаба сильно различаются по сценарию, стратегии, технологиям проведения.

Так, региональные кампании (выбор глав администрации региона, депутатов представительных органов региона, мэров столичных и крупных городов региона, органов местного самоуправления) имеют ряд существенных отличии от кампаний федерального уровня.

Обычно региональные кампании планируются и проводятся в более короткие сроки, чем федеральные. Часто бывает так, что от момента начала официальной регистрации кандидатов до даты голосования остается 40-60 дней. Поэтому такие кампании становятся более интенсивными. Основная рекламная деятельность обычно проводится в последние две-три недели.

Еще одно отличие в том, что основные кандидаты обычно проживают в регионе и прекрасно осведомлены о социально-экономической и политической обстановке в регионе, что во многом изменяет подходы к проведению предварительных диагностических исследований.

Краткость сроков кампании и известность кандидата жителям затрудняют коррекцию образа кандидата, особенно для лиц, находящихся в структурах исполнительной власти.

Следующая особенность состоит в меньшей важности политических и идеологических моментов в региональных кампаниях по сравнению с федеральными. Гораздо большее значение придается вопросам хозяйственной и экономической жизни региона.

Однако, несмотря на все особенности региональных или местных кампаний, ни одна успешная избирательная кампания не может обойтись без плана.

К сожалению, политики слишком часто уверены в том, что выигрышный план держится у них в голове, хотя в действительности окапывается, что не существует вообще никакого плана или стратегии и вся кампания представляет собой разрозненный набор мероприятий, не подчиненных общей цели.

Зачастую кандидат, его доверенные липа, руководители и организаторы кампании считают, что придерживаются одного и того же [c.107] плана, хотя на самом деле их понимание плана расходится коренным образом. Официальный и зафиксированный на бумаге план позволяет избежать всех этих ошибок. Существует правило, гласящее: если план не записан, то плана не существует вовсе.

И, безусловно, этому плану надо неукоснительно следовать, хотя по ходу выполнения обязательно появится необходимость его корректировки.

Кто должен писать план?

Каким бы знающим и способным ни являлся кандидат или руководитель его кампании, хороший план не пишется одним лицом. Составление плана в одиночку и означает выполнение плана в одиночку. Но руководить процессом планирования и нести за это ответственность должен один человек (22).

Для формирования плана необходимо, прежде всего, привлекать тех лиц, которые будут отвечать за его выполнение, а также способных сторонников, экспертов, консультантов. Ведь те, кто участвует в составлении плана, будут чувствовать себя обязанными помочь в его реализации. Такая группа должна быть достаточно большой, чтобы можно было распределить работу между участниками, но все же не более 25-30 человек, чтобы было легче достичь единства взглядов и понимания.

Общий подход в проведении такой групповой работы по планированию может быть следующим: на этапе выдвижения и обсуждения идей, мероприятий в план возможно привлечение большого числа людей, на этапе оценки и утверждения плана – лишь ограниченный круг доверенных лиц кандидата.

Таким образом, работа по организации кампании начинается с подбора команды.

Этот важнейший этап обычно занимает достаточно длительное время, но первые соратники, ключевые фигуры должны появиться не позже, чем за год до начала выборов. Необходимость этого объясняется тем, что примерно в это время идет процесс организации и переформирования избирательных комиссий. Упустив этот момент, кандидат иногда теряет и шансы на успех. Ведь известная шутка гласит: выигрывает тот, кто подсчитывает голоса.

Не менее важным предварительным этапом стратегии планирования избирательной региональной кампании является построение коалиции.

На этой стадии кандидат должен попытаться заручиться поддержкой общественных организаций, спонсоров, представителей региональной политической и деловой элиты. Такую работу желательно начинать заранее, так как может оказаться, что те, к кому [c.108] собирается обратиться кандидат, уже пообещали свою поддержку другим кандидатам, и им будет трудно изменить свое решение. При переговорах основная цель кандидата – привлечь людей к тесному сотрудничеству на основе общих целей и интересов. Надо убедить тех, к кому обращается кандидат, начать совместно работать во имя какой-либо значимой цели. Совместная деятельность, совместные затраченные усилия укрепляют взаимопонимание и формируют базу поддержки.

На этом же этапе предварительной подготовки к выборам кандидат должен определить потенциальные ресурсы, которыми он сможет располагать в процессе проведения кампании, определить социальную базу поддержки. Именно на этой предварительной стадии кандидат должен решить для себя главный вопрос: зачем он идет в политику?

Организация выборной кампании условно включает три стадии: предварительная, основная и заключительная.

Предварительная стадия начинается задолго до официального объявления начала кампании (за год и больше). Итогом этой стадии является решение кандидата о его намерении вступить в политическую борьбу.

Предварительная стадия обычно включает в себя проработку таких вопросов, как диагностика предпочтений избирателей региона. анализ возможных для выдвижения избирательных округов, анализ групп поддержки и проработка состава возможных коалиций, работа с избирательными комиссиями и т.д. На этом вопросе необходимо остановиться более подробно.

Если кандидат действительно хочет победить, то одним из важных предварительных этапов избирательной кампании должно стать участие его команды в формировании избирательной комиссии.

Известно, что в большинстве регионов избирательные комиссии существуют уже много лет и контролируются левыми. Если кандидат придерживается демократических убеждений, то ему часто приходится преодолевать дополнительные преграды. Опыт президентских выборов показал, что в таких комиссиях, при отсутствии должного контроля со стороны общественных наблюдателей Б.Н. Ельцин не досчитался в первом туре 10-15% голосов.

Известен и скандал в Амурской области, где разница между кандидатами составила всего около двух сотен голосов, в то время как местная избирательная комиссия лишила права голосования более 2000 человек.

В любом случае серьезный кандидат должен позаботиться о том, [c.109] чтобы кто-то из его сторонников вошел в избирком. В этом случае он будет уверен, что вся необходимая информация по подготовке и организации выборов будет к нему поступать полностью и без задержек.

Если кандидат или его сторонники заняли в избиркоме ключевые позиции, то на предварительной стадии можно попытаться изменить границы избирательных участков так, чтобы его сторонники преобладали там, где он собирается баллотироваться. Эти границы во многих регионах и городах не устоялись и часто пересматриваются.

На важность этой предварительной работы, к сожалению, не обращают внимания даже действующие администраторы, однако ее полезность неоспорима.

Основная стадия выборной кампании включает в себя период от принятия решения о вступлении в борьбу до подведения итогов голосования и призвана обеспечить победу кандидата. (Ниже эта стадия будет рассмотрена более подробно).

Цель заключительной стадии – обеспечить кандидату плавный выход из избирательной кампании в зависимости от ее результатов и дальнейших намерений баллотировавшегося.

На этой стадии выполняются обещания, данные сторонникам и команде, любой результат выборов трактуется как важный успех в политической деятельности кандидата, начинается кампания по налаживанию связей с общественностью, создаются информационные поводы (по итогам голосования), формируется новый имидж политика. [c.110]

Далее:
4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz