Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании

Шаг 12. Создание основной речи кандидата

Умеет кандидат публично выступать или не умеет, но если он стремится стать реальным политиком, то ему придется это делать постоянно. Успех публичною выступления в период кратковременной избирательной кампании зависит не столько от умения импровизировать, сколько от тщательной подготовки текста речи и ее озвучивания.

Выступает кандидат перед живой аудиторией либо на телевидении или радио, его речь строится в соответствии с несколькими основными принципами, которых нужно придерживаться:

1. Выбрать три-четыре основных вопроса, на которые необходимо обратить внимание аудитории, делать ударение на этих вопросах, постоянно к ним возвращаться.

2. Помнить о тех, кто составляет аудиторию и для кого предназначена речь, использовать аргументы, которые кажутся убедительными аудитории, а не кандидату.

3. Использовать яркие примеры для иллюстрации посылок и выводов. Надо говорить о людях, а не о концепциях.

4. Быть легко цитируемым. Знать заранее, какие фрагменты выступления должны появиться на экране или в газетах. Вспомните выражение У.Черчилля: “Мои лучшие импровизации были всегда заранее подготовлены”.

Базой для разработки содержания речи является программа кандидата и результаты диагностических обследований округа. В отличие от программы, речь пишется исходя из того, как она воспринимается на слух.

Здесь очень важно умение составителей речей создать из разрозненных фактов и проблем, волнующих жителей, “магию логики”. которая в сознании людей воспринимается как высокая профессиональная квалификация политика.

Ведь известно, что все в мире взаимосвязано, поэтому от любого частного факта путем перекидывания смысловых мостиков можно [c.161] добраться до любого другого вопроса. Например, можно построить речи так: “Вчера на улице ребенка покусала бездомная собака. Почему у нас на улицах бездомные собаки? Потому, что в городском бюджете нет средств на ветеринарную службу. Почему нет средств? Потому, что в бюджет не поступают налоги. Почему они не поступают? Потому, что заводы стоят, производство сокращается” и т.д., вплоть до вывода о том, что во всем виноваты империалисты и действующий губернатор.

При подготовке стандартной речи особое внимание уделяется ключевым словам. Чтобы избиратель запомнил основное содержание речи, необходимо постоянно использовать 5-7 ключевых слои, в которых основное содержание речи, ее образ содержится в “свернутом”, сконцентрированном виде. Именно эти слова и должны отложиться в памяти слушателей.

Ключевые слова обладают следующими особенностями:

1. Они должны быть мощными эмоциональными возбудителями. Насыщенность этих слов эмоциями способствует повышению воздействия на слушателей, лучше запоминается, формирует у избирателей состояние предготовности к действию.

2. Они должны быть одновременно ценностными ярлыками, формировать у аудитории заранее спланированную оратором установку но отношению к какому-либо явлению, человеку или событию.

3. Они должны быть экономичными. Насыщенность содержанием этих слов позволяет мгновенно актуализировать в памяти слушателей ту информацию, которая уже накоплена.

Таким образом ключевые слова представляют собой слова-символы, вызывающие определенные образы. Используя эти слова, оратор эффективно формирует у аудитории нужные ему социальные оценки и установки.

Ключевые слова должны повторяться в течение выступления несколько раз, быть равномерно распределены по всей речи кандидата. Возможно использование и слов из основного лозунга кампании. Желательно, чтобы эти слова были однозначно понятны слушателям, т.е. были из лексикона аудитории.

Обычно пишется одна большая стандартная речь кандидата, которая затем разбивается на отдельные модули по различным проблемам и используется кандидатом в зависимости от обстоятельств. Эти модули в том или ином сочетании постоянно повторяются кандидатом в разных аудиториях. Более того, отдельные ее части могут использоваться и доверенными лицами кандидата.

Процитируем еще раз роман Т. Росса “Выборы”. Вот как главный [c.162] герой – спичрайтер говорит об основной речи кандидата с тем, для кого она написана: “Завтра Вы получите основную речь. Она будет написана специально для Вас, в соответствии с Вашей манерой говорить и держаться перед аудиторией. Если читать ее целиком, у Вас уйдет час. Но она будет состоять из отдельных блоков, на пять, пятнадцать и тридцать минут. Чаще всего Вам придется выступать с пятью– и пятнадцатиминутными блоками... После того как Вы прочитаете речь несколько раз, она станет Вашей речью. Вы запомните ее, подсознательно не замечая этого, но скоро у Вас отполет необходимость заглядывать в текст.

Вы также обнаружите фразы, которые близки не только Вам, но и Вашим слушателям. После этого Вы начнете вносить в нее коррективы в соответствии с особенностями аудитории, перед которой будете выступать”.

В этом фрагменте прекрасно показано то, что называется модульной речью.

Речевой модуль – это некоторая отдельная часть речи. Обычно у кандидатов насчитывается по одному речевому модулю на каждый из тех 10 или 15 основных вопросов, по которым они чаще всего выступают. Каждый модуль – это совершенно независимая часть речи кандидата, которую можно использовать в качестве отдельной 2-7-минутной речи по определенному вопросу. Длину каждого из этих модулей можно варьировать, добавляя и убирая примеры, статистические данные, иллюстрации или подобные вспомогательные материалы. Обычно организация модулей идентична и легко узнаваема значительным числом лиц, профессионально изучающих технику публичных выступлений. Каждый модуль открывается тем, что служит делу привлечения внимания, а затем кандидат быстро переходит к обсуждению проблемы. Наметив проблему, кандидат затем представляет свою политику в качестве наиболее уместного способа решения данной проблемы. Если позволяет время, он может представить красочную картину того, что произойдет в случае его избрания и претворения в жизнь его политики. Типичный модуль составляется таким образом, чтобы привлечь внимание, описать проблему, наглядно представить решение, повлиять в нужном направлении на электоральное поведение аудитории.

Другая составляющая удачной речи – это ее воспроизведение. Об этом написано очень много книг. Но по книгам научиться выступать нельзя. Надо просто начать выступать. [c.163]

Далее:
Шаг 13. Разработка графика избирательной кампании

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz