Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
Раздел I. Всероссийское общественно-политическое движение “Наш дом – Россия”
вчера, сегодня, завтра
1.1. “Наш дом – Россия”. Идеи и вехи
После известных событий октября 1993 года в России были проведены выборы в первую Государственную думу Российской Федерации. Выборы готовились в спешном порядке, чтобы как можно быстрее создать легитимный законодательный орган вместо распущенного Верховного Совета РСФСР.
Государственная дума избиралась на два года для того, чтобы подготовить законодательную базу последующих демократических выборов на основе новой Конституции России, принятой народным референдумом. Ограниченность времени на организационную и политическую подготовку выборов не позволили демократическим силам занять достойное место в Госдуме.
Наиболее сильная на тот период партия реформаторской ориентации “Демократический выбор России” под руководством Е. Гайдара потерпела поражение. В борьбе по партийным спискам она набрала лишь 15,5% голосов. И хотя сумела создать фракцию из более чем 70 человек, однако не она определила характер действий Госдумы-93. В то же время Либерально-демократическая партия набрала 22,9% голосов, то есть 12,2 млн. человек голосовали за нее, а КПРФ соответственно – 12,4%. Поэтому при подготовке к выборам в Госдуму-95 реформаторские силы пытались найти способ исправить такую неблагоприятную политическую ситуацию.
Прежде всего было необходимо попытаться консолидировать все реформаторские и демократические силы России. Мысли о том, что надо объединиться, у демократов зрели всегда. Однако реальные шаги на этом пути встречали сопротивление. Большое число партий и политических объединений с однотипными общедемократическими программами и лозунгами только разъединяло электорат.
К примеру, в апреле 1995 года была проведена деловая игра “Платформа объединения” с членами штабов партий демократической и реформаторской ориентации. На этой игре был проведен такой эксперимент. Из всех партийных программ были исключены названия партий и лозунги. После этого всем участникам предложили определить, какой партии принадлежит та или иная программа. Более чем 50% участников узнали программы лишь двух [c.12] партий: социалистической и партии любителей пива. Остальные же программы не были идентифицированы даже членами штабов этих партий. Как же могли обычные избиратели разобраться в этом политическом абсурде? Рядовые члены демократических партий понимали необходимость и хотели консолидироваться, но их лидеры не желали поступаться личными амбициями, даже перед угрозой коммунистического реванша.
В таких условиях и проходила организаторская работа по созданию нового блока реформаторских сил, способного на выборах противостоять коммунистической и националистической угрозе.
Движение к объединению началось с разных направлений. С одной стороны, его инициировали демократически ориентированные депутаты Госдумы-93 из разных фракций и групп. Часть этих депутатов формально состояла во фракции ПРЕС, часть в депутатских группах “Новая региональная политика”, “Стабильность”, “Россия” и т.д. С другой стороны, необходимость создания широкого политического объединения понимали Президент и Правительство Российской Федерации.
На определенном этапе эти силы объединились. Реально Движение начало организовываться в конце апреля 1995 года, реализуя план Президента о создании правоцентристского формирования в Государственной думе Российской Федерации.
Главной целью инициаторов создания движения, в качестве которых выступили члены Правительства и прагматично настроенные главы администраций субъектов Российской Федерации, явилось обеспечение массовой поддержки курсу Правительства и Президента, содействие формированию двухпартийной (состоящей из двух крупных право– и левоцентристских партий) системы в Российской Федерации. Первое заседание оргкомитета по вопросу о подготовке учредительного съезда состоялось 29 апреля 1995 года в подмосковной правительственной резиденции “Волынское”. В нем приняли участие члены Правительства Российской Федерации, депутаты Госдумы, руководители российских регионов.
В состав Движения вошло много представителей демократических партий, прежде всего “Демократического выбора России”, Демократической партии России. ПРЕС и других, разочарованных в деятельности своего руководства. Организационный костяк Движения составили хозяйственные и предпринимательские слои, демократические депутаты Госдумы. представители структур центральной и региональной исполнительной власти. К Движению сразу же примкнули многочисленные члены демократических партий, интеллигенция, общественные объединения. [c.13]
Официально Всероссийское общественно-политическое движение “Наш дом – Россия” (ВОПД НДР) создано на учредительном съезде Движения 12 мая 1995 года в Москве. В работе съезда приняли участие 292 делегата, представлявших регионы России, и 210 гостей. Съезд принял политическое заявление, в котором были обнародованы программа и цели движения, а также устав. Были избраны руководящие органы: Совет движения в составе 126 человек, Председатель Совета (В.С. Черномырдин), два его заместителя и Ревизионная комиссия из 7 человек.
Движение было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 1995 года. Свидетельство № 2729.
На втором съезде Движения “Наш дом – Россия”, проходившем в Москве в два этапа 12 августа и 2-3 сентября 1995 года, были приняты предвыборная платформа и программа движения. Сразу же после официальной регистрации движение “Наш дом – Россия” включилось в подготовку к выборам в Госдуму, которые были назначены на декабрь 1995 года.
Движение развивало свою политическую активность в сложных условиях: приходилось одновременно формировать основные политические документы (программу, устав, политическую выборную платформу), заниматься интенсивным партстроительством (за 5 месяцев было создано 83 региональные организации по всей территории России, принято в ряды Движения 20 общественных организаций – коллективных участников. В ряды Движения вступили: ПРЕС, Союз землевладельцев России, Ассоциация российских вузов. Российский союз офицеров запаса. Академия культуры России. Международная федерация жертв политических репрессий, партия “Левша”, Союз казаков. Общественное движение железнодорожников и транспортных строителей и др. Одновременно создавалась материальная и финансовая база Движения, шла интенсивная работа по формированию региональных партийных списков Движения, подготовке кандидатов в депутаты от НДР, отработке схем взаимодействия различных партийных структур.
Вся эта политическая работа происходила в непростых условиях острого политического противостояния. Сразу же после создания ВОПД НДР подверглось атакам как со стороны коммунистов, так. к сожалению, и со стороны демократических партий, объявивших себя конструктивной оппозицией “проправительственному” блоку НДР. Попытки руководства Движения договориться о совместных действиях с лидерами этих демократических партий чаще всего не приводили к успеху.
Потенциальная возможность консолидировать все реформаторские [c.14] силы для выступления против сил коммунистического реванша была упущена. Не удалось согласовать единых кандидатов по одномандатным округам, выработать общую стратегию. Результат известен. В этих сложных условиях лишь две демократические партии преодолели 5-процентный барьер: НДР, набравший по партийным спискам 10,13% голосов избирателей, и “Яблоко” – 6,89% голосов.
Именно разобщенность демократов в очередной раз привела к преобладанию в Государственной думе прокоммунистически настроенных депутатов. И все же выборы в Государственную думу в 1995 году показали, что НДР находится на правильном пути. Несмотря на жесткое противодействие политических оппонентов, НДР поддержали более 7 миллионов россиян.
В соответствии с решением третьего съезда, который состоялся 25 апреля 1996 года, у Председателя Совета движения стало 4 заместителя (были доизбраны В.С. Бабичев и С.Г. Беляев).
Всего в Совет Движения избрано:
Руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
44 |
Руководителей Правительства, министерств и ведомств Российской Федерации |
10 |
Заместителей руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
17 |
Полномочных представителей Президента Российской Федерации |
2 |
Депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации |
22 |
Работников региональных органов управления |
4 |
Руководителей промышленных предприятий |
12 |
Руководителей банков и предпринимателей |
3 |
Руководителей общественных объединений, имеющих всероссийский статус |
11 |
Руководителей межрегиональных и региональных общественных объединений [c.15] |
3 |
Руководителей учреждений науки и высшей школы |
8 |
Деятелей искусства и культуры |
14 |
Работников СМИ |
2 |
Прочих |
16 |
С момента регистрации Движения “Наш дом – Россия” по январь 1997 года было проведено 8 заседаний Совета Движения.
В соответствии с решениями Совета из числа его членов образовано 12 комиссий:
программная |
Председатель - Шохин Александр Николаевич |
по вопросам федеральной
и региональной политики |
Председатель- Беляев Сергей Георгиевич |
организационно-методическая |
Председатель - Головков Александр Леонардович |
по вопросам образования, науки и технической политики |
Председатель - Кинелев Владимир Георгиевич |
по вопросам конверсии и военной реформы |
Председатель - Кузнецов Борис Юрьевич |
информационно-пропагандистская |
Председатель - Меликьян Геннадий Георгиевич |
по вопросам борьбы с преступностью и правовой политике |
Председатель - Шойгу Сергей Кужугетович |
по вопросам культуры, искусства и спорта |
Председатель - Баталов Алексей Владимирович [c.16] |
по работе с общественными организациями |
Председатель - Рыжков Владимир Александрович |
по работе с молодежью |
Председатель - Мирный Михаил Викторович |
по работе с ветеранами |
Председатель - Андреев Виктор Степанович |
по аграрной политике |
Председатель - Башмачников Владимир Федорович |
Для оперативного руководства Движением в соответствии с уставом избран Исполнительный комитет Совета Движения. В настоящее время в него входят 10 человек. Заседания Исполкома проводятся 2 раза в месяц.
На заседаниях Исполкома рассматривались наиболее актуальные вопросы деятельности движения, в частности, вопросы, выносимые на съезды и советы, а также связанные с деятельностью центральных и региональных структур движения (“Об укреплении региональных организаций, развитии сети территориальных организаций”, “ О создании молодежной организации ВОПД НДР”, “Об издании газеты – печатного органа ВОПД НДР” и другие).
В 21 подразделении аппарата Исполкома работают около 90 человек.
По итогам выборов в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации к 1995 году с учетом привлеченных из числа независимых депутатов движением сформирована фракция из 66 человек. Фракция НДР является второй по численности и Государственной думе. Она занимает достойное место в руководстве думы. А.Н. Шохин является первым заместителем Председателя Госдумы. 4 депутата – председателями комитетов (Л.Я. Рохлин – Комитет но обороне, А.А. Поляков – Комитет по вопросам местного самоуправления; В.Ю. Зорин – Комитет по делам национальностей. П.Г. Бунич – Комитет по вопросам собственности и приватизации). 24 депутата избраны заместителями председателей комитетов Госдумы.
Структуру всероссийского движения составляют его региональные отделения (организации), образуемые по территориальному [c.17] принципу, и центральные руководящие органы. Основой структуры движения “Наш дом – Россия” являются городские и районные (территориальные) отделения и коллективные члены Движения, осуществляющие свою деятельность на основе устава ВОПД “Наш дом – Россия”, а также собственных уставов.
Региональные организации Движения “Наш дом – Россия” созданы, в основном, в мае-сентябре 1995 года на учредительных конференциях в 84 регионах России. В то время не были созданы региональные организации в Чеченской республике, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском и Эвенкийском автономных округах. Однако к февралю 1997 года региональные организации НДР созданы уже в 88 субъектах РФ.
Все региональные организации зарегистрированы в управлениях юстиции республик. областей, автономных округов и имеют свидетельства о регистрации, расчетные счета в банках.
В соответствии с уставом руководство деятельностью региональными организациями осуществляют региональные советы избранные на учредительных конференциях региональных организаций численностью 40-60 человек.
Всего в состав региональных советов, исполкомов входит более 3000 активистов. Из них около 400 работают в качестве освобожденных работников.
Расширение и укрепление региональной сети стало одной из приоритетных задач на весь период существования Движения.
Была проведена большая работа по созданию районных и первичных организаций в регионах. Этому способствовало и активное участие Движения в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации.
На начало 1997 года движение “Наш дом – Россия” имело региональные организации в 83 областях и субъектах Российской Федерации.
Всего в настоящее время в городах и районах Российской Федерации создано 1880 организаций Движения “Наш дом – Россия”, в них работают около 120 тысяч активистов.
По численности все территориальные организации Движения можно разделить на следующие группы:
– до 400 человек – в республиках Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Костромской. Мурманской, Новгородской областях – всего в 38 субъектах Федерации (44% от общего количества региональных организаций);
– от 400 до 1000 человек – в республиках Башкортостан, Мордовия; Воронежской. Пермской. Смоленской, Ульяновской [c.18] областях – всего в 19 регионах (22%);
– свыше 1000 человек – в республике Калмыкия, Краснодарском. Ставропольском краях; Волгоградской, Липецкой, Московской. Нижегородской, Пермской областях – всего в 29 субъектах Федерации (34%).
В региональных организациях начала складываться система индивидуального членства и соответствующий учет. На данный момент в 23 региональных организациях зарегистрировано более 43 тысяч членов Движения.
Большой вклад в работу Движения вносят коллективные участники.
Организации – коллективные участники Движения имеют российский или межрегиональный статус, как правило, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и являются некоммерческими общественными организациями.
За восемь заседаний Совета Движения статус коллективных членов получили 32 организации, которые объединяют около 25 млн. человек:
– 24 июня 1995 года – Ассоциация инвесторов и экспортеров России, Ассоциация инженерного образования. Союз землевладельцев России, Ассоциация российских вузов. Российский союз офицеров запаса. Российский энерготехнологический конгресс;
– 12 августа 1995 года – Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Российское спортивное общество “Спартак”, Ассоциация предпринимателей “Европейский Север”. Союз нефтегазопромышленников, Академия культуры России, Ассоциация геологов– нефтегазовиков;
– 1 сентября 1995 года – Межрегиональная общественная организация по Северо-Западу – Союз социально-прогрессивных сил “Радуга”, Международная федерация жертв политических репрессий, партия “Левша”, Союз казаков. Общественное движение железнодорожников и транспортных строителей. Союз золотопромышленников;
– 28 октября 1995 года – общественное объединение “Байкальский клуб”. всероссийское общественно-политическое движение “Порядок и законность”, общественная организация “Союз казачьих офицеров”. Русская чайная ассоциация, межрегиональная ассоциация инвалидов в Афганистане “ВОИНТЕР”;
– 25 апреля 1996 года – Конгресс тюркских народов Российской Федерации, Международная конфедерация спортивных организаций, общероссийский фонд “Инвалиды Отечественной войны”, [c.19] Союз пчеловодов России;
– 25 января 1997 года – Международный комитет по правам военнослужащих и членов их семей, Международная академия информатизации, Международный фонд духовного единства российских народов, общероссийское объединение “Ветераны России”, Российская физкультурно-спортивная организация “Юность России”.
Решением Исполкома Совета Движения (от 28 мая 1996 г.) создан Координационный совет коллективных участников Движения (председатель совета Рогатин Борис Николаевич).
Большинство коллективных членов имеют разветвленную региональную сеть. К примеру. Ассоциация российских вузов имеет на местах 65 региональных отделений. Союз землевладельцев России 49 отделений, всероссийское общество “Спартак” 81 отделение.
Большинство организаций – коллективных участников активно работали в кампании общественной поддержки Б.Н. Ельцина в ходе выборов Президента Российской Федерации, в тесной координации своей деятельности с Исполкомом Движения “Наш дом – Россия”. координационным комитетом Общероссийского движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на выборах Президента Российской Федерации.
На учредительной конференции, состоявшейся 25 мая 1996 года. была образована Молодежная организация ВОПД НДР. В конференции приняли участие делегаты от 70 субъектов Российской Федерации и 23 общественных объединений. Более чем в 35 субъектах Федерации прошли учредительные собрания региональных представительств, в остальных регионах Российской Федерации ведется активная работа инициативных групп.
В Молодежной организации ВОПД НДР началась работа по созданию системы фиксированного членства. На начало 1997 года Молодежная организация насчитывала в своих рядах 21500 фиксированных участников.
В настоящий момент Молодежная организация является одним из наиболее динамично развивающихся отделений ВОПД НДР.
С начала 1996 года основной задачей Движения стало участие в кампании по выборам Президента Российской Федерации, где Движение однозначно поддерживало кандидатуру Бориса Николаевича Ельцина, заняло ведущие позиции в структурах избирательной команды Б.Н. Ельцина. Председатель Совета Движения В.С. Черномырдин являлся первым заместителем руководителя Совета избирательной кампании Б.Н. Ельцина. В.С. Бабичев – руководитель Исполкома Совета Движения НДР – был членом Координационного [c.20] Совета ОДОПП. Уполномоченным по расходованию средств избирательного Фонда Б.Н. Ельцина был назначен В.А. Рыжков – заместитель руководителя Исполкома Совета НДР. Он же являлся фактическим руководителем Фонда. Аппарат избирательного Фонда также был укомплектован сотрудниками Исполкома НДР.
НДР наряду с другими организациями стало соучредителем Общероссийского движения общественной поддержки Президента Российской Федерации (ОДОПП).
Исполком НДР полностью взял на себя организационные и материально-технические вопросы подготовки учредительной конференции и первого съезда ОДОПП (март-апрель 1996 года).
Являясь организационно наиболее мощной общественной структурой реформаторской ориентации, НДР принял участие в создании комитетов поддержки в 85 регионах России, то есть практически повсеместно. Почти каждым вторым региональным комитетом поддержки руководил представитель Движения.
НДР был в числе четырех организаций-учредителей Народных Домов (Народные Дома созданы на базе НДР почти в 30 регионах). Каждый третий Народный Дом также возглавляет представитель НДР.
Еженедельно с агитационно-пропагандистским материалом в поддержку реформаторского курса Президента России выходила такта НДР “Дом и Отечество” с разовым тиражом 500 тыс. экземпляров, распространявшаяся как приложение к “Российской газете” по всей России. Таким образом, именно активная и грамотная организаторская работа НДР во многом определила победу Б.Н. Ельцина на президентских выборах.
Начиная с сентября 1996 г. Движение включилось в региональные избирательные кампании. Особое внимание уделялось проведению выборов глав администраций более пятидесяти регионов Российской Федерации.
Для оказания конкретной помощи кандидатам в губернаторы на базе Исполкома Движения был создан Центр содействия организации и проведения избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Центра стали:
– курирование регионов по вопросам проведения избирательной кампании; оказание программной, методической помощи в организации региональных выборов;
– обеспечение региональных избирательных штабов специалистами [c.21] по избирательным технологиям;
– организация учебных семинаров по целению избирательной кампании для работников избирательных штабов, кандидатов, активистов НДР;
– освещение в средствах массовой информации хода губернаторских выборов в регионах, организация пресс-конференций для кандидатов в главы администраций регионов, поддержки наших кандидатов в СМИ;
– юридическое обеспечение проведения избирательной кампании, наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, юридическая помощь в случае судебных исков со стороны кандидатов от Движения.
Специалисты по избирательным технологиям помогали избирательным штабам кандидатов в формировании стратегии и тактики их кампаний, подготовке агитационно-пропагандистских материалов (листовок, плакатов и т.д.), проводили телефонные обзвони и акции “от двери к двери”, учили кандидатов грамотно строить свои публичные выступления.
Для решения оперативных вопросов избирательных кампаний в Исполкоме была организована работа справочной телефонной “горячей линии”.
С целью оказания организационно-методической помощи командам кандидатов, согласованных на Объединенном координационном совете, учебным центром Исполкома совместно с региональными отделениями НДР подготовлено и проведено за период август-декабрь 1996 г. 14 учебных семинаров в различных российских регионах, на которых было обучено более 500 человек.
С первых дней своего существования Движение активно выступает за консолидацию демократических сил. При участии НДР во время выборной кампании Президента Российской Федерации в 75 регионах созданы коалиции демократических и центристских общественных организаций. В 61 регионе инициатором и основой создания этих коалиций являются региональные организации НДР.
Подведение итогов выборов показало, что у демократических. центристских организаций существует возможность договориться по принципиальным вопросам. Поэтому Движение активно участвовало в деятельности Общероссийского Координационного Совета, в который вошли представители всех крупных демократических организаций Российской Федерации, и где было согласовано 47 единых кандидатур от демократических сил на посты глав администраций регионов.
Прошедшие в стране выборы в Государственную думу, Президента [c.22] Российской Федерации, а также выборы глав администраций завершают важный этап становления всероссийского общественно– политического движения “Наш дом – Россия”.
За полтора года Движение приобрело массовость, его региональные отделения действуют практически во всех субъектах федерации. Оно широко представлено в органах власти и управления страны. Миллионы поданных за НДР голосов свидетельствуют, что Движение получило поддержку широких социальных слоев и стало подлинно народным.
Движение заявило о себе как серьезная политическая сила, влияющая на тактику и стратегию экономических реформ, формирование законодательной и исполнительной властей, расстановку и взаимодействие действующих в стране политических сил, социально– экономическую жизнь регионов.
В то же время высветился ряд слабых сторон в деятельности НДР. Не найдено эффективных форм претворения в жизнь основных идей, заложенных в программе и платформе Движения. Организации НДР в регионах в большинстве своем действуют лишь по указаниям из центра, мало проявляют инициативы, слабо влияют на решение основных проблем, стоящих перед регионами. Не удалось пока разработать и внести на рассмотрение местных исполнительных и законодательных органов привлекательных программ по решению социальных проблем, развитию производства, экологии.
Предстоит еще большая работа по созданию сети территориальных организаций, прежде всего в сельских населенных пунктах.
Со времени создания НДР существенно изменилась социально– экономическая и политическая ситуация в России, что вызывает необходимость критического переосмысления пройденного пути, корректировки программы и устава Движения, стратегии и тактики НДР, повседневной работы структур и активистов НДР во всех звеньях политической и социально-экономической жизни России. Четвертый съезд Движения должен определить конкретные пути модернизации деятельности Движения в соответствии с новыми политическими реалиями, наметить перспективные ориентиры развития.
Являясь ведущей реформаторской политической силой, ВОПД НДР может и должно приложить все усилия на благо будущего России и ее граждан. [c.23]