Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
3.4. Ключевые решения в избирательной кампании
Избирательную кампанию можно рассматривать как непрерывный процесс принятия и исполнения управленческих решений. Как и в любой сложной системе. именно ключевые решения определяют успех или неуспех конечного результата. Среди этих решений такие как: решение о вступлении в предвыборную борьбу, решение и создании коалиции и блоков, формирование и утверждение концепции и стратегии избирательной кампании, решение по формированию выборного штаба, смете расходов ни проведение избирательной кампании, утверждение программы и лозунгов, речи кандидата, назначение доверенных лиц, и т.д. Понятно, что ошибки на стадии принятия решения приводят к нежелательным последствиям. Соответственно повышаются требования к методам принятия ответственных решений. По-видимому, ушли в прошлое времена, когда сами кандидаты выступали в качестве менеджеров и начальников штабов, разработчиков рекламных материалов и главных исполнителей пропагандистских акций по своей собственной кампании.
Все это было характерно для первых свободных избирательных кампаний в России.
С того недалекого времени много воды утекло. Кампании уже не выигрываются в одиночку. Лишь слаженная работа команды [c.95] приносит успех. К сожалению, к настоящее время проявилась прямо противоположная тенденция. Многие кандидаты практически полностью устраняются от процесса принятия решений по своей избирательной кампании, передоверив все основные решения консультантам.
В этом случае решения часто имеют мною недостатков. Консультанты в основном применяют стандартные подходы к проведению любой кампании. Редко учитывают местные особенности, не проявляют интерес к опыту, наработанному местными специалистами, ориентированы на затратный принцип. Ими выбираются именно те подходы, которые требуют крупных финансовых затрат.
В то же время участие в процессе принятия решения – одна из важных составляющих положительной мотивации команды, поддерживающей кандидата.
Поэтому наиболее приемлемый вариант – это тесная совместная работа над принятием важнейших решений самого кандидата и его команды, привлекаемых консультантов и экспертов. К сожалению, редко кто даже из опытных консультантов по избирательным технологиям владеет эффективными методами принятия коллективных решений.
Современные подходы в применении таких методов состоят в одновременном рассмотрении четырех основных элементов: деятельности индивидов, участвующих в процессе принятия решения и владеющих определенной информацией; группы, как качественно иной целостности; задач, решаемых данной группой; применяемых методов организации коллективной работы.
При всем множестве факторов, влияющих на эффективность такой работы, можно ограничиться рассмотрением лишь основных. таких как:
1. Творческий потенциал участников (Что могут участники?).
2. Мотивация участников (Чего они хотят?).
3. Язык взаимодействия и рациональность организации коммуникаций (Как наладить эффективное взаимодействие?).
4. Цель работы и ресурсы времени, отпущенные на ее решение (Ограничения).
Рассмотрим технологию использования этих элементов.
1. Творческий потенциал участников. При подборе группы, принимающей решение, следует прежде всего обращать внимание на следующие характеристики участников:
– имеющуюся у них информацию о предмете деятельности, а также накопленный опыт решения подобных задач;
– интеллект участников, т.е. их способность генерировать [c.96] нестандартные взгляды, идеи, решения
– возможность принятия участниками ответственности за сформированные решения.
Поэтому при подборе группы, составляющей план избирательной кампании, наиболее интересны люди, располагающие оригинальной информацией и опытом работы по данному вопросу, имеющие хорошие творческие способности, обладающие статусом и психологическими качествами, позволяющими им брать на себя ответственность за те или иные выработанные решения.
Исходя из этого, при планировании кампании нерационально собирать людей, работающих в одном месте, например, представителей исполнительной власти – ведь они все обладают примерно однородной информацией – поэтому, скорее всего, достаточно одного человека из этой группы. С другой стороны, необходимы люди. принимающие реальные решения, могущие взять на себя ответственность, например, за утверждение сметы расхода средств или сбор подписей.
2. Мотивация участников.
Один из главных принципов работы с группой – согласование мотивации участников работы. Если человек не заинтересован в конечном результате и процессе работы, то он во многом становится бесполезен для коллективной творческой работы.
Для многих людей конечная цель работы является достаточной мотивацией. Для других необходимо совершенно четко обозначить материальные стимулы хорошей работы, третьих интересует сам процесс деятельности.
Считается, что более предпочтительной для творческой работы является внутренняя мотивация (соответствие работы внутренним ценностям, интересам), чем внешняя (материальные, властные, административные стимулы). Существует и третий – “промежуточный” – тип мотивации, направленный на сам процесс труда, например, использующий любовь людей к “игре”, желание работать с людьми, которые нравятся.
3. Язык взаимодействия и рациональность коммуникаций.
Обычно кажется, что все члены команды говорят на одном “языке”. Однако достаточно часто это лишь иллюзии, приводящие к недопониманию и взаимными обидам. Попытайтесь представить себе беседу группы профессионалов, например, математиков, между собой. Скорее всего, обычные люди их не поймут.
Люди хорошо понимают друг друга на бытовом уровне. Но стоит заняться решением сложных проблем, и взаимопонимание исчезает. [c.97]
Одна из причин – различия профессиональной терминологии, ценностей и интересов, заставляющих смотреть на вещи с разных точек зрения, различия в системах доказательства правдоподобия и истинности, присущих разным культурам и профессиональным группам. Именно поэтому советы консультантов со стороны часто не воспринимаются теми, для кого они предназначены, и, наоборот. консультанты не принимают местных способов ведения избирательных кампании.
Не менее важным фактором является организация коммуникации внутри группы. Необходимо так наладить процесс общения. чтобы вся необходимая информация доводилась до участников без искажения и с необходимой скоростью, что и определяет возможность совместной творческой работы. Эффективные методы проведения совещаний преследуют именно эти цели.
4. Цель работы и временные ограничения, отпущенные на ее решение.
Всю организацию работы по выработке решений определяет поставленная цель. При этом главным ресурсом и ограничением является время до выборов. Интенсивность кампании определяется именно этим фактором.
Упорядочение процессов принятия решений в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью описать и решить проблему на основе количественных методов анализа.
Условно процесс подготовки и принятия любых управленческих решений можно представить в виде блок-схемы.
Подготовка
решения |
1.
2.
3.
4. |
Выявление и анализ проблемной ситуации
Ї
Формирование целей и проблем
Ї
Выявление полного набора возможных альтернатив решения проблемы
Ї
Формирование системы критериев оценки альтернатив |
|
Ї |
Принятие
решения |
5.
6. |
Разработка решающего правила оценки и оценка альтернатив
Ї
Выбор лучшего решения |
|
Ї |
Реализация
решения |
7.
8.
9. |
Определение этапов, сроков и исполнителей решений
Ї
Выполнение решений
Ї
Контроль за выполнением решений |
Анализ способов принятия решений по ключевым проблемам избирательной кампании показывает, что в избирательных технологиях часто полностью выпадают необходимые этапы подготовки и принятия таких решений.
Например. практически никогда не создается достаточно полный набор альтернатив – возможных действий в период избирательной кампании. Большинство мероприятий планируется, исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики. Часто попадают в этот план мероприятия, не выдерживающие никакой критики. Например. в практике пришлось столкнуться со случаем, когда начальник штаба принес план рекламной кампании, целиком ориентированный на одну единственную частную радиофирму. Причем смета расходов на эту рекламу на порядок перекрывала весь бюджет избирательной кампании.
На практике практически не встречается последовательная система оценки альтернатив – мероприятий плана. В лучшем случае в [c.98] качестве обоснования прикладывалась объяснительная записка с неконкретными общими рассуждениями о пользе тех или иных действий.
В политической практике редко предпринимаются попытки разработки формализованных решающих правил, позволяющих ключевым лицам кампании принимать обоснованные решения.
В отсутствии формализованной системы оценки альтернатив особенно большое значение необходимо придавать учету мнений лиц, принимающих решения (ЛПР). Однако часто эти мнения не учитываются. Мнение ЛПР зачастую подменяется суждениями исполнителей или консультантов.
Но именно ЛПР-кандидаты способны внести определяющий вклад в избирательную кампанию. Особенно это относится к кандидатам-руководителям, накопившим оригинальный набор приемов работы с людьми.
Сложившиеся традиции принятия ключевых решений в [c.99] избирательных кампаниях часто сводят роль кандидата лишь к утверждению подготовленных кем-то решений. Кроме других отрицательных следствий, подобная практика обычно увеличивает стоимость избирательной кампании на 20-25%.
Применение методов принятия решений приводит к выводу о необходимости подключения к этапу разработки планов кампаний возможно большего числа активистов и сторонников.
Ведь богатство и разнообразие вариантов действий в избирательной кампании зависит от людей, которые эти варианты выдвигают. Чем больше различных идей и мнений, тем богаче поле выбора.
Такой подход в корне отличается от существующего, когда все планы кампании разрабатываются кулуарно и доводятся до активистов в виде отдельных гаданий. Причем эти планы с дискет консультантов часто без изменения кочуют из одной кампании в другую.
Еще одна положительная сторона привлечения активистов к работе на ранних этапах кампании – это то, что совместная творческая деятельность обладает самостоятельным мотивационным потенциалом, способна воодушевлять людей, повысить их ответственность за конечный результат.
Речь идет, по сути дела. о развитии партийной демократии, о привлечении сторонников к обсуждению и решению важнейших проблем.
В то же время выбор окончательною решения должен оставаться щ ответственными лицами кампании и прежде всею за самим кандидатом. Это также коренное отличие от существующей практики. Для эффективного привлечения к разработке важных решений людей разного социального и должностного статуса и уровня информированности необходимо применять соответствующие процедуры, позволяющие не только в полной мере использовать опыт и способности сторонников, но и сохранить необходимый уровень конфиденциальности информации.
В настоящее время и науке наработано достаточно эффективных методов и процедур, позволяющих учесть эти требования. Необходимо шире внедрять их в практику проектирования избирательных кампаний. [c.100]