Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании
Шаг 3. Диагностика избирательного округа
Разработка плана предвыборной кампании должна начинаться с реалистического анализа основных факторов, способных повлиять на исход выборов: состояния экономики, настроения избирателей. традиционных предпочтений избирателей, действующих в регионе политических сил и т.д.
Необходимо постараться оценить относительную важность каждого фактора, определить степень негативною или позитивного влияния на ход выборной кампании кандидата, адаптировать план избирательных мероприятий к реальным условиям округа. Основными составляющими диагностики являются:
– структура избирательного округа: география, основные производственные характеристики, демография, статистика;
– история голосований (особенно последних) и анализ избирательных кампаний различных политических сил с точки зрения их эффективности и влияния на окончательные итоги голосования по округам региона;
– анализ структуры и предпочтений электората с выделением целевых групп потенциальных сторонников и противников кандидата, методов работы с различными социальными слоями;
– социально-экономическая диагностика округов региона с выделением главных и корневых проблем, определяющих благосостояние и настроение избирателей. Хорошая диагностика позволяет построить электоральную карту региона с описанием основных проблем, стоящих перед жителями каждою конкретного поселка. предприятия, квартала, дома (эти данные будут использованы для разработки программы и речи кандидата);
– диагностика политических и иных сил, факторов и обстоятельств, могущих оказать воздействие на исход голосования, с описанием методов взаимодействия с ними или их использования в нужном для кандидата направлении;
– описание регионального и местного менталитета, традиций. стереотипов поведения и мышления жителей региона с рекомендациями по учету этого менталитета при разработке языка политической коммуникации между кандидатами и избирателями;
– анализ конкурентов: основные данные и описание сильных и слабых сторон (биография. семья, послужной список, зоны [c.117] влияния, благосклонность различных слоев электората, причины популярности, личная репутация, команда, программа, компромат и т.д.);
– анализ настроений элиты (в том числе исполнительной власти) и способов воздействия на нее;
– анализ наиболее информативных точек региона (мест, событий, лип, банков данных, массовых мероприятий) для получения информации по ходу избирательной кампании;
– выводы по образу политика, за которого могла бы проголосовать основная часть населения;
– анализ мнений избирателей по оценке популярности своего кандидата и рекомендаций по корректировке его образа;
– основные СМИ, их политическая окраска и рейтинги популярности.
Результаты проведенной диагностики удобно представить в виде электоральной карты региона, где на административной карте должны быть по районам, городам и поселкам представлены основные социально-демографические и профессиональные группы населения, наиболее острые проблемы, политические предпочтения и ожидания избирателей данной территории.
При проведении такой диагностики, а тем более текущего политического мониторинга обычно нет смысла прибегать к хорошо обоснованным с теоретической точки зрения социологическим исследованиям.
Если регион не является базой для солидного учреждения, профессионально занимающегося опросами общественного мнения, то организация надежного исследования занимает слишком много времени и стоит дорого. Гораздо более эффективно использовать экспресс-методы диагностики и затем проверить их на фокус-группах, (стоимость и оперативность таких исследований гораздо ниже (иногда на два порядка), а надежность выводов ниже лишь на проценты. Так как основная цель диагностики – выявить лишь общие тенденции, то полезность экспресс-методов значительно выше.
Особенно информативным экспресс-исследование будет, если оно проводится на базе данных избирателей.
При разработке вопросов диагностического исследования обязательно следует ответить на вопросы: как будет использована полученная информация? Как необходимо структурировать и формализовать информацию, чтобы она стала полезной для проведения избирательной кампании?
К сожалению, сплошь и рядом толстые и дорогостоящие диагностические отчеты остаются пылиться на штабных полках, [c.118] совершенно не используются для организации выборной кампании.
Поэтому, прежде чем заказать такой отчет, необходимо задуматься: как его можно использовать в дальнейшем?
Нельзя игнорировать и тот факт, что сам по себе процесс диагностики региона при правильной его организации может стать мощным средством пропаганды. [c.119]