Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании

Шаг 20. Установление отношений с общественностью (паблик рилейшнз).
Шаг последний и он же первый

Очень многие кандидаты на выборные должности вспоминают о необходимости формирования позитивного общественного мнения о себе только накануне выборов. Эффективность таких действий значительно ниже, чем в спокойные периоды, когда нет активной контрпропаганды, а уровень политической рекламы, обрушивающейся на избирателя, невысок.

Вообще приходится делать вывод, что работу по паблик рилейшнз (ПР), необходимость которой давно осознали на Западе, у нас используют лишь отдельные политики.

Недооценка ПР может стоить дорого любому лидеру. Так, во время чеченской войны пропагандистский аппарат Дудаева начисто переиграл аналогичные структуры российской армии, правительства и Президента.

Для П. Грачева это закончилось отставкой, а для Б. Ельцина одно лишь неудачное выступление с комментарием по поводу событий в Кизляре, где он рассказывал, как 38 снайперов следят за чеченскими боевиками, по-видимому, стоило нескольких процентов [c.178] понижения рейтинга в глазах избирателей и, соответственно, определенного количества миллионов долларов для того, чтобы его восстановить во время президентской выборной кампании.

Самое удивительное, что главы исполнительной власти разного уровня, для которых ПР является бесплатным избирательным ресурсом, практически его не используют.

Например, почти за год до губернаторских выборов в Калининградской области тогдашнему губернатору Ю. Маточкину консультантами был подготовлен план по ПР в области, основанный на разъяснении населению действий администрации по различным вопросам текущей хозяйственной деятельности. План включал регулярные пресс-конференции, подготовку пресс-релизов, встречи с избирателями, обращения через СМИ к жителям.

План не был принят. Целенаправленных действий по ПР не проводилось. В результате команда поддержки, которая была приглашена Ю. Маточкиным в область накануне выборов, столкнулась с тем фактом, что население рассматривало действующего главу администрации как недостаточно эффективного хозяйственника. В то же время у его основного оппонента Горбенко был твердый имидж “калининградского Лужкова”, чьи хозяйственные инициативы тормозятся главой администрации и который обеспечил в Правительстве Российской Федерации подготовку Закона “Об особом статусе области”, сулящего в будущем возрождение “янтарного края”. В итоге Ю. Маточкин проиграл.

Как положительный пример следует привести активную работу по ПР московского мэра Ю. Лужкова, Президентов Кабардино-Балкарии – В. Кокова, Калмыкии, – К. Илюмжинова, ряда других руководителей.

Инструментарий ПР достаточно обширен. Умелое его применение дает возможность создавать массу информационных поводов для бесплатной популяризации кандидата. И такой имидж, создаваемый в течение длительного времени, очень трудно поколебать даже путем целенаправленной пропаганды в короткие сроки избирательной кампании.

Все сказанное относится не только к действующим депутатам или лидерам исполнительной власти, но и ко всем тем, кто реально рассматривает возможность вступления в выборную борьбу.

“Завтра” начинается “вчера” – вот основной тезис ПР. Каждый положительный шаг, сделанный вчера, должен быть подан в соответствующем виде в СМИ сегодня, чтобы победить на выборах завтра.

Первым днем новой избирательной кампании является последний день предыдущей! Об этом нельзя забывать. [c.179]

Безусловно, в этой главе освещены лишь основные этапы планирования региональной избирательной кампании. На практике их может быть значительно больше. Однако именно эти необходимые этапы помогут команде кандидата структурировать работу, целенаправленно добиваться поставленной цели – победы на выборах. [c.180]

Далее:
4.3. Деловые игры в подготовке и организации выборов

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz