Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. – М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Россия в настоящее время все еще болеет переходом от тоталитарного к правовому демократическому государству. Быстрыми темпами идет стратификация общества, формирование отличной от прежней социальной и политической структуры, складывается новая политическая и экономическая элита, отрабатываются новые механизмы экономического, социального и политического управления, происходит ломка устоявшихся психологических стереотипов о роли государства в социальной жизни граждан.

Одной из самых значительных социально-политических новаций является то, что в процесс преобразования общества вовлекается население страны. По существу, впервые в новой истории России значительная часть политической элиты стала появляться и формироваться в условиях открытого политического рынка, активными участниками которого стали политические партии и движения, призванные аккумулировать общественную активность граждан и направить ее в созидательное русло.

Успех или неудача того или иного претендента на власть зависит уже не столько от решений узких групп политической номенклатуры, сколько от успеха в открытой конкурентной борьбе с другими кандидатами за голоса избирателей. Проведение честных выборов. обеспечение процесса голосования в рамках закона, проведение [с.232] подсчета голосов без фальсификации – эти важнейшие элементы демократии становятся не только формальной юридической процедурой, но, что гораздо более важно, элементом массового сознания россиян.

Широкие слои общества начинают понимать, что демократия это вовсе не прямой путь к сладкому пирогу, не механизм повышения экономического благосостояния, а главная цель реформ.

И поэтому, несмотря на толчею последних выборов, большая часть населения уже осознает, что дело совсем не в том, кто именно победит на каких-то очередных выборах, а в том, чтобы вне зависимости от того, кого выберут, общество оставалось стабильным и, невзирая на те или иные результаты голосования, в стране продолжался процесс нормальной жизни и экономического развития.

Однако сами методы получения власти демократическим путем для большинства населения все еще остаются достаточно непонятными.

Люди старой закалки слабо ориентируются в многообразии существующих властей: исполнительных, законодательных, судебных. Они часто по привычке ищут тот самый райком, который во всем разберется, того самого набольшего начальника, кто отвечает за все и который может всем приказать и всех наказать.

Часть наших граждан пока еще не осознала, что многое в жизни общества уже зависит и от них тоже. Поэтому так часто наши выборы, особенно в регионах, проходят при удручающе низкой активности граждан. Последствия этого – множество успешных попыток манипулирования мнением избирателей.

Мы часто попадаем как бы в заколдованный круг. После очередных выборов в жизни ничего не меняется. Это приводит к политической апатии населения, раздражению, нежеланию идти на выборы в следующий раз или голосованию назло. А именно такое электоральное повеление и становится основой для новых успешных манипуляций с результатами голосования.

Поэтому Движение “Наш дом – Россия”. являясь наиболее организованным демократическим объединением, кровно заинтересовано в повышении политической культуры населения, прежде всего для того, чтобы создать механизм интеграции разнообразных интересов и мнений граждан и отражения этого интегрированного интереса в программах деятельности и результатах выборов. Это долгий путь, связанный с конкретной работой на местах, разработкой экономических и социальных программ и законопроектов. Пока Движение не в полной мере готово к такой работе. Но без нее нельзя [c.233] завоевать доверие избирателей.

Не менее важна просветительская работа по технологическим аспектам выборных кампаний для кандидатов и организаторов выборов. Что внесет необходимую долю профессионализма в выборную деятельность, поможет своевременно оценить шансы на победу, выявить манипуляции со стороны соперников, существенно снизить финансовые расходы на кампанию. А это, в свою очередь, уменьшит зависимость избранника от спонсоров и необходимости постоянного лоббирования интересов тех кругов, которые дают деньги на выборы.

Для многих небольших партий и движений, прежде всего региональных, не имеющих крупных финансовых средств, знание профессиональных приемов ведения выборных кампаний -по сути дела, единственный шанс пробиться на политическую сцену.

К сожалению, теоретическое осмысление опыта российских избирательных кампаний происходит недостаточно быстро, что обусловлено несколькими причинами:

во-первых. слишком быстрой сменяемостью выборов различного типа и масштаба, что не оставляет времени для анализа полученной информации;

во-вторых, коммерциализацией этой деятельности и соответственно. сокрытием наиболее эффективных методов работы профессиональными консультантами: ведь за это хорошо платят;

в-третьих, не закончившимся процессом кристаллизации политической элиты, что влечет в сферу политики огромное число новобранцев, считающих, что политика очень простая вещь и никакие особые знания здесь не нужны.

Все это приводит к постоянному тиражированию отработанных приемов проведения избирательных кампаний, чаще всего привнесенных с Запада и в недостаточной степени адаптированных к российским реальностям.

Ведь российские избиратели не всегда следуют моделям поведения, принятым на Западе. И дело здесь не только в национальных особенностях российского характера. Дело в зрелости демократии. В США борьба идет обычно за 30-35% колеблющейся части электората. В России соотношение прямо противоположное. От 70 до 80% наших избирателей определяются с выбором уже в ходе кампании или даже непосредственно в момент голосования, лишь 10% точно знают, за какую партию они будут голосовать.

Еще один аспект проблемы – чрезвычайно большое число партий и политических движений в стране. Только официальный общероссийский статус имеют более 150 партий и движений. Во многих [c.234] регионах действуют и свои собственные политические и избирательные партии и блоки, национально-культурные объединения и т.д.

Безусловно, все это дезорганизует избирателя, затрудняет его политическую самоидентификацию, вынуждает ориентироваться в выборном процессе не на партии, а на известные популярные имена.

Но даже самый популярный политический деятель не может что–либо изменить в одиночку. Нужна мощная политическая сила, способная осуществлять преобразования в обществе.

Все это свидетельствует о неизбежности укрупнения российских политических объединений. И центром кристаллизации демократических и реформаторских сил может и должен стать “Наш дом – Россия”.

В полной мере выполнять эту функцию Движение пока не может. Слишком крепко к нему приклеен ярлык номенклатурной, аппаратной партии. Во многом наши оппоненты правы. НДР начиналось сверху, в кабинетах высокой московской власти. Но время прошло. “Тень отделилась и живет”. Движение уже способно самостоятельно решать большие задачи. Необходимо активно работать над новым имиджем НДР – имиджем организатора всех сил, выступающих за демократию и стабильность.

И успехи в выборных кампаниях здесь играют не последнюю роль. Имея большой интеллектуальный потенциал. Движение способно на большие творческие усилия по разработке теоретических основ политического процесса, применения результатов этих исследований на практике в эффективных технологиях выборных кампаний.

К настоящему времени основные политические партии и движения России накопили значительный оригинальный опыт проведения федеральных и региональных избирательных кампаний. Особенно полоны и поучительны были в этом плане уроки кампании 1995 года по выборам в Госдуму, президентской кампании 1996 года, избирательного губернаторского марафона 1996 года. Однако думать, что каждая новая избирательная кампания лишь повторение предыдущей и можно обойтись имеющимися запасами знаний и подходов – большое заблуждение. Новые выборы выдвигают перед партиями и кандидатами новые задачи. И опора лишь на старый багаж знаний может привести к проигрышу. Именно поэтому так необходимы творческая переработка накопленного опыта, формирование теоретических основ проектирования успешных избирательных кампаний. [c.235]

Мы надеемся, что предлагаемая книга послужит этой цели, поможет кандидатам Движения грамотно организовать предвыборную кампанию, эффективно донести до избирателей свои идеи и программы, внесет вклад в становление демократических процессов в России. [c.236]

Далее:
Использованная литература

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz