Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании
Шаг 2. Выдвижение и регистрация кандидата или списка
Данный процесс достаточно полно определяется региональными и федеральными законодательными актами по проведению выборов [c.115] в регионе.
Некоторые сложности вызывает лишь процесс сбора подписей за выдвижение кандидата или списка.
Удачным стартом может стать получение готовою списка избирателей или, как теперь говорят, базы данных. Ее использование полезно на многих стадиях кампании. Самые точные списки можно найти в государственной автоматизированной системе ГАС “Выборы”, органах жилищно-коммунального хозяйства, паспортных столах и т.д.
Хорошим началом кампании будет совмещение этапа сбора подписей с реальным началом рекламной кампании. Сборщики должны быть хорошо обучены и проинструктированы по правовым вопросам сбора подписей, иметь на руках полный набор материалов о кандидате и соперниках (биография, послужной список, программы, состав команды, политическая платформа, фотография и т.д.). При этом сборщики должны уметь свободно общаться с избирателями и, по возможности, уточнять базу данных (что пригодится в дальнейшем), фиксировать настроения избирателей, их готовность поддержать того или того кандидата. Если удастся до выхода сборщиков провести хотя бы грубый анализ базы данных избирателей, то в процессе сбора подписей можно получить социологический портрет участка.
В конце каждого дня работы сборщики должны представить бригадирам не только подписные листы, но и свои наблюдения по результатам общения с избирателями, сведенные в специальные формы. Работа сборщиков может стать началом диагностики округа.
Сбор подписей, как правило, проводится активистами политических партий, которые делают это бесплатно, и людьми, труд которых оплачивается. Ставки за сбор подписей разнятся по регионам. Московское агентство “Госпожа Удача”, которое занималось “возмездным” сбором подписей, привело данные о гонорарах сборщикам подписей. Так, к) подпись в поддержку “ДВР” полагалось 6 тыс.ру6., ЛДПР – 5 тыс., “Яблока” – 3 тыс., Партии любителей пива – 2,5 тыс., КРО – 2.5 тыс., блока С. Говорухина -1-2 тыс. рублей.
В целом разброс расценок за подпись по Москве составлял осенью 1995 года от 1 до 15 тыс. рублей. В то же время известно, что гонорары в провинции обычно не превышали 500-1500 рублей.
Сумма гонорара таким образом может служить своеобразным индикатором популярности партии или кандидата в регионе. Чем выше гонорар – тем ниже популярность кандидата, тем труднее собирать за него подписи. [c.116]
Процесс окончательного формирования штаба и сбора подписей для выдвижения может происходить одновременно со следующим необходимым шагом проведения избирательной кампании. [c.117]