Программа и избирательная платформа кандидата являются одним из основных ресурсов кампании
В странах старой демократии именно программа в большинстве случаев становится основанием для голосования основной части избирателей “за” или “против” кандидата.
В нашей стране все не так. Программы кандидатов практически неотличимы друг от друга.
[c.128]
Эксперимент, проведенный с группой политиков высокого ранги, представляющих различные политические партии демократического и центристского спектра, перед выборами в Госдуму-95, показал очевидный для
многих людей факт, что, если из предвыборной программы партии убрать ее название и несколько предложений маркерного характера, поменять отдельные предложения местами, то и сами политики не узнают не только чужих, но даже своих собственных программ. Так, из шести представленных программ этих партий были узнаны более чем половиной участников лишь две: социалистической партии и партии любителей пива.
Может быть, именно поэтому большинство российских избирателей голосует исходя не из рациональных мотивов, а на основе сиюминутного эмоциональною состояния.
Основываясь на таком подходе избирателей к голосованию, многие политики стали провозглашать принцип отказа от какой-либо содержательной программы, подменяя ее краткой, на 1-2 страницах, избирательной платформой, содержащей, в основном, идеологические знаковые символы.
Однако наличие хорошей, обоснованной программы, ориентированной на конкретные нужды региона, необходимо. Ведь именно она позволяет сплотить вокруг кандидата думающую часть населения, создать команду единомышленников, – единственно, что и может привести кандидата к победе.
Прошедшие в 1996 году губернаторские выборы показали, что умело составленная программа может дать кандидату дополнительные преимущества в избирательной борьбе. Так, губернатор Саратовской области Д.Ф.Аяцков весьма активно пропагандировал в своей избирательной кампании перспективы развития области. В своей программе он показал ясное видение путей выхода региона из кризиса, механизмы движения к лучшей жизни. Причем, люди знали, что многое из намеченного уже делается.
Результат известен. Аяцков победил с большим преимуществом.
Кировский же губернатор А. Десятников не имел выверенной перспективной программы, не сумел показать жителям, как собирается решать проблемы области. Если такой программы нет, то народ делает вывод, что на эту власть надеяться нечего. Итог известен – Десятников проиграл.
С другой стороны, привлекательная избирательная платформа и основная тема рекламной кампании тоже должны логично вытекать из программы кандидата.
[c.129]
Поэтому составление программы кандидата – ответственный момент подготовки к кампании. Структуру программы можно строить по следующей схеме:
1. Констатация существующих в округе проблем с обязательными цифровыми выкладками, если речь идет об экономике, социальной сфере или росте преступности.
2. Основные меры по решению этих проблем, необходимые, по мнению кандидата.
3. Возможное личное участие кандидата в осуществлении этих мер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальной помощи, содействие учреждению фонда и т.п.).
4. Призыв к избирателям поддержать кандидата голосованием за него. (“Если согласны с этими предложениями, поддержите их своим голосованием за Иванова”).
Обычно программа кандидата, например, в главы администрации региона печатается на 10-15 страницах буклета, достаточно крупным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать или хотя бы пробежать глазами н общественном транспорте, в лифте. Необходимо подчеркнуть и четко аргументировать наиболее валяные моменты! При этом особенно важно не упустить из виду ни одной категории избирателей, особенно целевую группу и тех, которые представляют “критическую массу”, ради которых и проводится изучение “избирательного рынка”.
Поэтому необходимо, объективно оценивая те или иные меры (скажем, льготы инвалидам), показать пути и средства дальнейшего улучшения положения дел в этой области и, что самое главное. возможный личный вклад кандидата в этом направлении.
Нередко кандидаты используют положения программ своих соперников (“перехватывание лозунгов”). Это нормальный шаг, если он пойдет на пользу избирателям и соответствует целям, задачам и приоритетам кампании.
Основой для составления программы могут стать диагностические исследования округа, подкрепленные тщательной разработкой выявленных проблем региона.
Эти проблемы необходимо сопоставить также с результатами различных социологических исследований, проводившихся в регионе, отражающих эмоциональную сторону жизни наших людей, что может стать общей канвой хорошей предвыборной программы. Например, могли бы быть полезны сравнительные данные о “страхах россиян” (по мере убывания) в 1989 и 1994 годах (
12) (см. таблицу на стр. 131).
Существуют другие источники выявления общественных
[c.130] потребностей, включая личное общение с избирателями, анализ прессы. ситуационные анализы специалистов по отдельным проблемам. В любом случае необходимо избегать практики составления этого важнейшего стратегического документа только исходя их своих собственных умозрительных или эмоционально-окрашенных представлений о том, “что надо и чего не надо” избирателю.
1. Выявление существующих в обществе, конкретном избирательном округе проблем.
2. Определение путей и методов решения этих проблем.
3. Разработка программы.
4. Апробация программы и моделирование возможной реакции различных слоев населения на ее основные положения.
5. Уточнение, конкретизация положений программы, подчеркивание ее многоплановости и многовариантности.
Можно предложить следующую технологию разработки отдельной проблемы перед включением ее в программу:
а) Уяснить накопившиеся в регионе противоречия.
б) Провести анализ проблем (качество анализа зависит от наличия и достоверности информации).
в) Определить общие, главные и второстепенные причины негативных явлений (выявить ключевые и базовые проблемы).
г) Выделить вопросы, решение которых не связано с большими трудностями и возможна быстрая реализация.
д) Выделить вопросы, решение которых зависит от многих факторов, что затрудняет их реализацию
е) Дать конкретные предложения в программу.
ж) Связать отдельные предложения в программу. [c.131]