Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

4.2. Пошаговая технология организации избирательной кампании

Шаг 17. Работа в день выборов

На эту тему существует много пособий, поэтому мы отметим лишь несколько основных направлений деятельности, которые необходимо осуществлять.

1. Контроль за ходом голосования.
2. Контроль подсчета голосов.
3. Связь со СМИ.
4. Юридическое сопровождение.
5. Обеспечение явки избирателей для голосования.

1. Контроль за ходом голосования. Основная цель – не допустить манипуляций и нарушений со стороны команд соперников и избирательной комиссии.

Контроль осуществляется как на избирательном участке, так и вне его.

Для нормального осуществления такого контроля надо заранее позаботиться о направлении на все избирательные участки наблюдателей, для чего необходимо своевременно представить списки в избиркомы, провести учебу или инструктаж наблюдателей.

Наиболее эффективно, если близлежащие участки обслуживает одна бригада с приданным ей автомобилем. Количество наблюдателей – не менее двух на участок. Передвижная группа юридической поддержки регулярно объезжает все участки, давая людям возможность перекусить, отдохнуть и т.д. Надо организовать работу так, чтобы на самом участке при голосовании в выносные урны всегда присутствовали наблюдатели.

Недооценка этого последнего обстоятельства может стоить дорого. Так, в первом туре президентских выборов 1996 года во многих регионах при голосовании в выносные урны основная масса бюллетеней была подана за Г. Зюганова. При налаживании соответствующего контроля во втором туре результат в этих же регионах оказался практически равным.

Контроль за ходом голосования вне участков включает в себя выявление фактов агитации за кандидатов в день выборов, попыток воздействия на избирателей, прежде всего престарелых, раскрытие [c.174] фактов появления “памятных записок” за кого голосовать, распространения агитматериалов вокруг участка и на участке и т.д.

Опыт последних выборов показал наличие огромного числа таких нарушений в день выборов.

2. Контроль подсчета голосов. Для эффективности такого подсчета необходимо заранее получить информацию от председателя комиссии о технологии такого подсчета и возможных способах контроля.

После этого надо договориться с наблюдателями от других партий о распределении обязанностей по контролю таким образом, чтобы ни один этап подсчета, ни один счетчик не остался без контроля. В случае сомнений надо требовать пересчета и составления акта.

То же самое правило действует при принятии решения о признании бюллетеней недействительными и составлении заключительного акта.

Отметим, что контроль за подсчетом голосов – самая важная часть работы в день выборов. Известны случаи, когда лидирующие кандидаты проигрывали лишь потому, что на нескольких участках не выставили своих наблюдателей.

Так как работа наблюдателей может закончиться поздно, надо предусмотреть возможность их питания и доставки домой.

3. Связь со СМИ. Прямая агитация в день выборов запрещена. Однако никто не препятствует кандидату создавать в этот день дополнительные информационные поводы, которые сразу же могут попасть на телевидение и еще раз напомнить избирателям о кандидате. Такими поводами могут стать: интервью с кандидатом в момент голосования, обращение кандидата с призывом прийти на избирательные участки, заявление по решению хозяйственных проблем, репортаж из штаба кандидата и т.д.

4. Юридическое сопровождение. Создается передвижная бригада в составе юриста, представителя МВД, исполнительной власти для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах. При обнаружении таких фактов виновные задерживаются, а по прибытии оперативной группы составляется акт о нарушении. Позже при необходимости на основании таких актов могут быть оспорены результаты голосования на данном участке в судебном порядке.

5. Обеспечение явки избирателей для голосования. Это направление деятельности достаточно хорошо описано в литературе. Поэтому напомним лишь некоторые основные элементы. За несколько дней до выборов необходимо совершить обход [c.175] квартир или телефонный опрос по поводу возможности и желания избирателей голосовать. В это время можно напомнить избирателям о необходимости, в случае нужды, заранее пригласить членов избиркома с переносной урной для голосования, в случае отъезда избирателя попросить их проголосовать досрочно. Накануне дня выборов можно разбросать но почтовым ящикам напоминание о необходимости голосования. В день выборов активисты могут еще раз позвонить непроголосовавшим избирателям, узнать причины их неявки на избирательные участки, предложить им свою помощь и напомнить о важности их голосования для будущею их района и региона. Иногда переносные урны разносятся непроголосовацшим избирателям, даже если те об этом не просили.

Надо помнить, что неявка избирателей на участки может полностью опровергнуть все прогнозы и исказить результаты голосования, как это, например, произошло в 1996 году в Ленинградской области при выборе губернатора. [c.176]

Далее:
Шаг 18. После выборов

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz